"Зеленая карта"
Обратите внимание!
"Зеленая карта" представляет собой полис страхования гражданской ответственности иностранного автовладельца на территории стран – членов бюро "Зеленой карты".
Зеленой карта (полис) называется по цвету бумаги (картона), на которой она печатается, и символизирует зеленый сигнал светофора, разрешающий свободный проезд.
Подавляющее число стран Европы, некоторые государства Северной Африки и Ближнего Востока ввели на своих территориях обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств перед третьими лицами. В 1949 г. западноевропейские государства подписали соглашение о введении международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (системы "Зеленой карты"). 1 января 1953 г. система "Зеленой карты" начала действовать на территории стран-членов. Основным побудительным мотивом ее создания явилась ситуация, когда владелец транспортного средства, зарегистрированного в одной стране, причинял ущерб третьим лицам на территории другого государства и не мог расплатиться с пострадавшим. В основу соглашения были положены два основных принципа:
1) ни один пострадавший в результате ДТП не должен находиться в худшем положении из-за того, что виновным в происшествии является иностранец;
2) ни одно транспортное средство, пересекающее государственную границу, не должно быть задержано из-за того, что его владелец обязан выполнить страховые предписания страны, в которую он въезжает.
На 1 марта 2013 г. в систему "Зеленой карты" входят 45 государств, в том числе два государства из Африки, два из Азии, остальные – из Европы.
Чтобы въехать на автомобиле с российским регистрационным знаком в страны, являющиеся членами бюро "Зеленой карты", водитель должен предъявить на границе иностранному пограничнику действующую "Зеленую карту".
Владельцы транспортных средств, зарегистрированных на территории стран – членов ЕС, при пересечении границ государств, входящих в Шенгенскую зону, в "Зеленых картах" не нуждаются. В случае причинения ими вреда третьим лицам выплаты страхового возмещения пострадавшим будет производить страховщик, застраховавший ответственность виновника в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Автовладельцы из стран, не входящих в систему "Зеленой карты", например из Азербайджана или Казахстана, тоже при въезде в страны – члены системы должны предъявить "Зеленую карту". А поскольку национальных "Зеленых карт" в этих государствах нет, они покупают иностранные "Зеленые карты".
Выпускать "Зеленые карты" могут только уполномоченные страховые общества стран – членов бюро "Зеленой карты". Россия вступила в бюро, и с 2009 г. российские страховщики имеют право выпускать свои собственные "Зеленые карты". Теперь российские автовладельцы могут купить "Зеленые карты" отечественных страховых организаций. Всего уполномочено на выпуск "Зеленых карт" в России около 20 страховщиков. Купить "Зеленые карты" можно как в офисах страховых организаций, так и у страховых посредников (агентов и брокеров). Особенно много пунктов продаж "Зеленых карт" открыто вблизи пунктов пересечения западных границ России.
Любые "Зеленые карты" могут быть выписаны согласно международному соглашению на срок 15 дней, 1 месяц, 2 месяца и т.д. до одного года включительно. Даже если автовладелец выезжает за рубеж всего на один день, придется покупать "Зеленую карту" с 15-дневным сроком действия.
В течение срока действия "Зеленой карты" автовладелец имеет право неоднократно, хоть несколько раз в день, пересекать границу в обоих направлениях.
Цены на "Зеленые карты" зависят от срока их действия. Чем больше срок, тем в абсолютном выражении дороже "Зеленая карта". Однако в расчете на один день стоимость карт с бо́льшим сроком действия падает.
Цена на "Зеленую карту" зависит и от территории ее действия. Самые дешевые продаваемые в России карты предназначены для поездки в Украину, Беларусь или Молдову. Карта, действующая во всех странах – членах бюро "Зеленой карты", существенно дороже. Предполагается, что потенциальный ущерб, который может причинить владелец транспортного средства, тем выше, чем выше средняя стоимость автомобилей на дорогах той или иной страны, а также стоимость ремонта в этой стране. Влияет на тариф и возможный лимит ответственности страховщика в том или ином государстве.
"Зеленая карта" не действует на территории страны, страховое общество которой выпустило данную карту. Поэтому, например, российская "Зеленая карта" не действует в России, болгарская "Зеленая карта" не годится для въезда в Болгарию, а польская – в Польшу.
В некоторых странах, например в Германии и Латвии, обычно в качестве бесплатного приложения к "Зеленой карте" выпускается "Желтая карта", действующая как полис страхования гражданской ответственности автовладельца на территории страны, выпустившей ее. Поэтому, покупая, например, латвийскую "Зеленую карту", российский страхователь одновременно приобретает и латвийскую "Желтую карту", действующую на территории Латвии и дающую возможность проезда по ней. Данная услуга удобна для автовладельцев из стран, не входящих в систему "Зеленой карты", а также в случае приобретения автомобиля в этих странах иностранцем с целью его перегона на родину.
Например, гражданин России, покупая автомобиль в Германии, также должен приобрести "Зеленую карту" для его перегонки в Россию. Так как "Зеленая карта" немецкого страхового общества на территории Германии не действует, то к ней приложена, например, "Желтая карта", действующая на территории самой Германии.
Стоимость "Зеленой карты" зависит от категории транспортного средства. На автобусы и грузовые автомобили такие карты стоят существенно дороже, чем на легковые автомобили, и тем более на мотоциклы. В некоторых странах цены на "Зеленые карты" зависят также от мощности легкового транспортного средства. Чем выше мощность, тем больше цена. Предполагается, что более мощное, более габаритное транспортное средство потенциально может явиться причиной большего ущерба.
Количество водителей не влияет на величину страховой премии по "Зеленой карте". В отличие от российского полиса ОСАГО любая "Зеленая карта" предусматривает допуск неограниченного количества лиц к управлению автомобилем. В "Зеленой карте" указывается только автовладелец, на которого и возлагается гражданская ответственность, а не лицо, владеющее автомобилем по генеральной доверенности.
Россия стала последним государством на европейской территории бывшего СССР, присоединившимся к системе "Зеленой карты". Россия долго не вступала в соглашение по "Зеленой карте", во-первых, потому что Закон РФ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" вступил в силу только с 1 июля 2003 г., а во-вторых, для вступления в систему требуется наличие определенных финансовых гарантий, например размещение депозита в банке одной из стран Евросоюза в размере, пропорциональном числу транспортных средств в стране.
Любая "Зеленая карта" – и российская, и польская, и болгарская, и латвийская, и т.д. – согласно п. 3.3 ст. 3 Устава Совета бюро "Зеленой карты" предоставляет ее владельцу страховое покрытие на территории иностранного государства – члена бюро в объеме, предусмотренном законодательством данного государства об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев. Законодательства разных стран устанавливают различные страховые суммы, отличающиеся иногда в десятки раз. Например, в Германии ответственность страховщика по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ограничивается по страховым случаям, вызвавшим:
• телесные повреждения – суммой в 500 тыс. евро на одного пострадавшего и 1 млн евро на всех пострадавших;
• ущерб домашнему имуществу – суммой в 40 тыс. евро;
• иной имущественный ущерб – суммой в 400 тыс. евро.
В Дании лимит ответственности страховщика по телесным повреждениям равен 1 млн евро на одного пострадавшего, а по ущербу имуществу – 2 млн евро.
В Бельгии ответственность страховщика не ограничена.
Для российского автовладельца практически все равно, в какой страховой организации приобрести "Зеленую карту". Любая из них дает возможность въехать на территорию иностранного государства, являющегося членом системы "Зеленая карта", и предоставляет страховую защиту на случай его вины в совершенном ДТП. Последнее очень важно, так как в случае аварии прибывший на место происшествия полицейский спишет данные "Зеленой карты" или заберет ее дубликат и, если ущерб здоровью или жизни физических лиц не причинен, не будет задерживать водителя и его автомобиль. Если же ущерб жизни и здоровью был причинен, то разбирательство продлится дольше и дело может дойти до суда. Но и в том и в другом случае имущественный ущерб пострадавшей стороне будет выплачен за счет страховой организации.
К сожалению, в отдельных государствах российский автовладелец может столкнуться с тем, что, несмотря на наличие "Зеленой карты", местные власти могут после ДТП задержать российский автомобиль и водителя и требовать возмещения ущерба наличными.
Владельцы транспортных средств, зарегистрированных за границей, при въезде в Россию гоже должны иметь "Зеленую карту". При отсутствии "Зеленой карты" иностранный автовладелец обязан приобрести на границе российский полис ОСАГО, что обойдется ему дороже.
В связи со всем вышесказанным может возникнуть вполне закономерный вопрос: будет ли аналогичным образом компенсирован ущерб, причиненный российской стороне, если виновником происшествия за границей окажется иностранный автовладелец? В последнем случае ситуация в некоторых странах, к сожалению, сложнее. Чтобы возместить ущерб, российскому автовладельцу необходимо получить копию полицейского протокола о происшествии и, желательно, данные страхового полиса виновника происшествия. После этого самое рациональное – обратиться в местное адвокатское бюро, оказывающее услуги по урегулированию подобных споров. За сравнительно небольшую плату адвокат поможет получить большую часть компенсации.
Обратите внимание!
Другой способ компенсировать причиненный за границей ущерб – это застраховать свой автомобиль от ущерба, а водителя и пассажиров от несчастного случая не только на территории России, но и за рубежом.