Новые редакционно-издательские системы
Конвергенция СМИ изначально была связана с новыми технологиями в области передачи и хранения информации. Развитие современных технологий позволяет создавать новые редакционно-издательские системы, которые способствуют сокращению многих расходов, связанных с производством контента. В 2009 г. в ИД "Экономическая газета" была внедрена новая редакционно-издательская система (РИС), материал автоматически передается литературному редактору, корректору, дизайнеру. РИС позволяет отслеживать, как шли материалы, где "застревали". Эти данные потом анализируются и позволяют принимать определенные управленческие решения. Через несколько лет издательский дом запустил еще систему документооборота. Она позволяет куратору ставить задачи автору, а ему – размещать свой материал и отправлять его на рецензирование. В этой же системе материал согласовывается и принимается. И дальше уже идет в РИС, где с ним работают литературный редактор, корректор, дизайнер. Эти данные потом анализируются и позволяют принимать определенные управленческие решения.
Внедрение автоматизированных систем было частью общей концепции изменения работы редакции, и сейчас ИД "Экономическая газета" переходит на удаленную работу. Внедрение систем документооборота и РИС позволяет автору писать, а редактору редактировать дома или в другом удобном для него месте. Офис остается, но сокращается в два раза[1]. Журналист может при желании подъехать и работать в редакции. Все необходимое для его работы – офисные и специализированные программы, любые данные, его материалы и т.п. хранятся централизованно, и, включая компьютер под своим логином, он продолжает работу с любого рабочего места.
После внедрения РИС издательскому дому удалось в два раза сократить количество дизайнеров и верстальщиков в редакции.
Внедрение РИС окупилось за 1 год[2] за счет сокращения расходов по заработной плате и страховым выплатам. Сокращение офиса в два раза, количества компьютеров, экономия на бумаге – это очевидные плюсы для издательского дома. К тому же у сотрудников, которые могут работать вне редакции, снижаются расходы на дорогу и питание, а главное экономится время.
Использование бесплатных систем электронного распределения задач
Ускорить производственный процесс в редакции, улучшить качество контента сегодня помогают системы электронного распределения задач. Можно воспользоваться уже готовыми бесплатными продуктами, которые очень просты в использовании. Такими, как: "Google.Документы" и "Google.Календарь".
Они позволяют создать единую базу контактов, которая включает телефоны и электронные адреса всех, с кем когда-либо общались журналисты. Такая база дает возможность быстро ориентироваться в наработанных контактах, экономить время на поиске спикеров и организаций, работающих в тех отраслях, на которых специализируется тот или иной отдел.
Каждый журналист может получить доступ к закрытому календарю (программы "Google.Календарь" или "Яндекс. Календарь"). Сетевые календари есть в открытом доступе, редакции необходим лишь доступ в Интернет. В них вносятся планы работ организаций, деятельность которых интересна журналистам. В таких календарях можно фиксировать события, анонсируемые ньюзмейкерами. Например, вице-мэр сказал в интервью: "В конце августа мы планируем подвести итоги проверки школ на соблюдение требований пожарной безопасности". Журналист сразу после обработки интервью заносит в календарь на 18–20 августа: "Уточнить результаты проверки школ". Затем он цитирует (делает ссылку) на эти слова чиновника. В зависимости от профиля изданий в календаре могут появиться такие записи: "Первый день рождения Майкла Джексона без Джексона", "Год назад первая семья в городе оформила материнский капитал", "В силу вступает закон по обязательному написанию буквы “ё” в документах"[3].
Таким образом, сотрудники редакции постепенно вносят в календарь информацию о различных событиях. Ведь большинство журналистских материалов возможно спланировать заранее.
Каледарь Google можно использовать для координирования работы команды редакторов, журналистов, фотографов и продюсеров, так как он позволяет держать весь коллектив в курсе того, что происходит без необходимости постоянной переписки по электронной почте.