Лекция 1. Новые реалии развития газетных редакций

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• что такое конвергенция СМИ, конвергентная журналистика, ряд других терминов, напрямую связанных с процессом конвергенции в медиаиндустрии;

• каким образом конвергенция СМИ повлияла на процесс производства и распространения информации, а также на организацию рабочего процесса;

• что такое новые медиаплатформы и как их использовать;

• как изменяются профессиональные компетенции современного журналиста;

уметь

• ориентироваться в терминах журналистики цифровой эпохи, основных процессах и тенденциях развития современной журналистики;

• определять, какая медиаплатформа предпочтительнее для распространения того или иного контента;

• понимать, как можно дополнить текстовой материал аудиовизуальным контентом;

• работать с пользовательским контентом;

владеть

• навыками работы в условиях мультимедийной информационной среды;

• навыками организации производственного процесса в современной редакции.

Газета и новые цифровые технологии

Газеты, появившись в печатном варианте в начале XVII в., вплоть до конца XX в. существовали как самостоятельные и самодостаточные единицы. Возникновение других видов СМИ – сначала журналов, а потом радио и телевидения – не привело к существенным изменениям для газетных редакций в структуре сложившейся системы СМИ. И лишь в конце XX – начале XXI в. развитие новых технологий заставило издателей газет задуматься о новых вариантах предоставления информации, поиске иных путей распространения контента и новых принципах развития.

Первым, кто предсказал эволюцию медиа в результате появления новых цифровых технологий, стал канадский философ, исследователь теории коммуникации Маршалл Маклюэн (Marshall McLuhan). Он вошел в историю благодаря своим двум основным работам: "Галактика Гуттенберга" ("The Gutenberg Galaxy", 1962) и "Понимая медиа" ("Understanding Media", 1964). В первой книге, размышляя о том, как способность человека писать и читать изменили его поведение и образ мыслей, Маклюэн (во многом под влиянием бурного развития телевидения) говорит о том, что печатная культура, начавшаяся в 1450 г., когда Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок, заканчивается, ее меняет электронная эпоха. Маклюэн и другие крупные теоретики заявляли, что газета обречена на погибель: она не вынесет конкуренции со строны телевидения и уже тем более Интернета. Правда, газетам предсказывали гибель и раньше, когда появилось радио. Сегодня, несмотря на периодически появляющиеся сообщения о падении газетных тиражей, статические данные, свидетельствующие о том, что люди все меньше читают, можно с уверенностью заявить: печатные СМИ сумели адаптироваться к новым реалиям цифровой эпохи, успешно используя новые каналы распространения информации.

Книга Маклюэна "Понимая медиа" известна фразой "Средство есть сообщение" ("The medium is the message"). Автор очень верно подметил то, что люди все больше фокусируют внимание не столько на самом сообщении, сколько на средстве, т.е. источнике сообщения или канале распространения информации. Средство (или источник сообщения) стало играть особую роль в эпохе новой конвергентной среды.

В 1960–1970-е гг. в связи с развитием компьютерной техники и информационных сетей у слова конвергенция (от лат. convergo – сближаюсь, схожусь; процесс сближения, схождения в одной точке) появляются новые значения, не связанные с ранее существовавшими определениями этого понятия применительно к политике, биологии, экономике и т.д. Термин "конвергенция" впервые употребил Уильям Дерхам (William Derham) – английский натурфилософ, живший в XVII–XVIII вв., в работе 1713 г. "Физико-теология, или Демонстрация бытия и атрибутов Бога через его работы по творению" ("Physico-Theology: or a Demonstration of the Being and Attributes of God from His Works of Creation")[1]. В следующие столетия термин начинает употребляться в таких науках как: математика, этнография, лингвистика, физиология, эволюционная биология и др. Чарльз Дарвин использует термин в своей работе "Происхождение видов" 1866 г. и подразумевает под ним "приобретение относительно далекими по происхождению организмами похожих форм и строения в условиях сходных сред обитания"[2].

Из эволюционной биологии термин эмигрировал в социокультурный словарь и стал означать "сближение различных политических, экономических, социальных, философских и, в более широком смысле, культурных систем, обрел статус концепции, или теории, в самый разгар холодной войны между Востоком (странами коммунистического блока) и Западом, когда их противостояние достигло своего грозящего военной катастрофой апогея"[3].

В 1960–1970-е гг. конвергенция начинает связываться с техническими достижениями в области передачи информации, оцифровкой информации, возможностью хранить и передавать текстовую, аудио- и видеоинформацию в цифровом виде. А также с изменением способов связи, средств общения. Введенный Маклюэном термин "глобальная деревня" как раз является метафоричным обозначением масштабной трансформации способов связи и принципов коммуникации. Ведь в цифровом мире стираются пространственные, временны́е и культурные границы. Люди, имея доступ к Интернету, могут не только моментально получать, но и распространять информацию, вступать в коммуникацию с другими людьми из разных точек земного шара.

Политолог Айтл де Сола Пул помог в распространении данного понимания термина. В своей книге "Технологии свободы" он говорит о будущем, в котором вся информация будет храниться в цифровом виде, доставляться по информационным сетям и доступна с помощью электронного оборудования.

Достижения в области распространения и хранения информации – это технологическая сторона конвергенции (technological convergence). Часто говорят также об экономическом, социальном, культурном и глобальном аспекте конвергенции[4].

Говоря об экономической конвергенции (economic convergence), эксперты часто имеют в виду процесс интеграции (горизонтальной, вертикальной, диагональной).

Слово "конвергенция" некоторые американские авторы часто употребляют и для характеристики какого-либо сотрудничества, взаимодействия между различными СМИ и в этом случае также называют такое сотрудничество как конвергенцией, так и интеграцией.

Конечно сам термин "конвергенция" подразумевает процесс сближения, схождения. Но сегодня тенденция такова, что современным словом "конвергенция" называют все, что каким-либо образом связано с объединением, слиянием вообще, хотя очень часто для обозначения подобных процессов и явлений уже существуют устоявшиеся, выработанные термины. Такая подмена понятий часто затрудняет понимание термина "конвергенция".

Когда говорят о социальной конвергенции (social convergence), подразумевают мультизадачный режим работы современного потребителя информации: он одновременно смотрит ТВ, разговаривает по телефону, пролистывает страницы газет и делает запрос в поисковой машине Интернета. Так называемый "мультизадачный режим работы" современного потребителя информации – это следствие компьютеризации, технических достижений в области передачи информации, развития мобильной связи.

Под культурной конвергенцией (cultural convergence) понимается новая культура "общего участия", дающая каждому возможность производить, хранить и распространять контент. Но это скорее тоже следствие компьютеризации, технических достижений в области передачи информации.

Под культурной конвергенцией понимается также возможность распространять контент по разным каналам или медиаплатформам (кросс-медийность) – следствие развития Интернета, технических достижений в области мобильной связи, устройств для чтения электронных книг, газет, журналов, планшетных компьютеров.

Под глобальной конвергенцией (global convergence) подразумевается глобальный контент – доступность любой информации (текстовые материалы, графика, аудио- и видеоматериалы) практически в любой точке мира – опять же скорее следствие технических достижений в области интернет-технологий, развития мобильной связи.

В начале 1990-х гг. в журналистских кругах постепенно начинают понимать, что технические достижения в области передачи и хранения информации будут воздействовать на СМИ. Руководители СМИ осознают, что технологические изменения в скором времени объединят все средства массовой коммуникации. Это и произошло спустя несколько лет: на сайтах печатных изданий стали доступны не только текстовые, но и фото-, видео-, аудиоматериалы. На базе редакций печатных изданий, трансформирующихся сегодня в мультимедийные ньюзрумы, стали объединяться редакции интернет-версий, отделы, занимающиеся созданием аудиовизуального контента, редакции вещательных СМИ. Газеты начали использовать новые медиаплатформы для распространения своего контента, т.е. новые каналы распространения информации, такие как Интернет, мобильный телефон, электронная бумага (е-paper) и др.

Технические достижения в области передачи и хранения информации кардинально изменили работу современных редакций. Эти изменения связаны с новыми требованиями к подготовке и распространению материалов, новой организацией работы сотрудников, появлением новых отделов и должностей.