Лекция 15. НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• особенности работы журналистов в условиях мультимедийной среды и конвергентной журналистики, методы и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах;

• принципы информационной безопасности при работе в мультимедийной среде;

уметь

• выявлять признаки манипулирования и информационно-психологической агрессии;

• ориентироваться в современных тенденциях развития data-журналистики, дизайна и эффективного использования инфографики в СМИ;

владеть

• приемами и методами организации диалоговых отношений с реальной и потенциальной аудиторией СМИ при посредстве новых информационных технологий;

• навыками распознавания информационных угроз в массовой коммуникации и приемами противостояния им.

Интернет, развитие информациологии – научной дисциплины, отслеживающей влияние новейших технологий сбора, обработки, передачи, хранения и использования информации, а также различных продуктов информационного творчества на социумы и отдельного человека – определяют и формирование новой информационной культуры, соответствующей переходу к информационному обществу.

Коммуникация в XXI в. становится все более адресной, персонализированной, что определяет, по мнению экспертов[1], приоритетность в исследовании когнитивной и аффективной сферы психической деятельности человека в качестве объекта и субъекта массмедиа, журналистики. Исследователи также отмечают[2], что отличительным признаком коммуникации в XXI в. является не только преобладание эмоциоцентрированной аргументации над рациональной, но и обусловленность этических императивов и поведенческих ожиданий социокультурными и экономическими изменениями, которые предлагает широкой аудитории массовая коммуникация. Следовательно, данные императивы, характерные для массовой аудитории, должны обеспечиваться адекватными картине мира моделями коммуникации, что невозможно сегодня сделать без активного взаимодействия с этой аудиторией как па контентном, так и на техническом уровнях.

"Существенным параметром повышения поликодовости, достоверности, эмоциональной насыщенности и при этом упрощения потребления контента и, как следствие, снятия барьеров вовлечения аудитории в коммуникацию является его визуализация, шире – мультимедийность, оптимальные параметры применения которых обусловлены технико-технологическими возможностями, в первую очередь цифровизацией/дигитализацией (англ, digitalization) контента"[3].

В таком случае можно говорить о том, что не только современный человек управляет техникой, но и сама она, прежде всего новейшие информационные технологии, в определенной мере определяет его жизнедеятельность и эффективность производительного труда.