Новости и формирование образа мира
Новости основной "поставщик" информации о событиях в мире для многих миллионов людей. Именно новостные передачи формируют у основной массы людей представление о происходящих в мире событиях и, соответственно, определяют их образ мира.
Однако насколько полно освещают новости происходящее? Все ли события попадают в новостные передачи? Насколько точно они показываются в новостях?
Оказывается, далеко не любое событие может попасть в новостные передачи.
К. Джеймисон и К. Кэмпбелл[1] выделили основные и второстепенные признаки значимого события, которое имеет шанс попасть в новостные передачи. Основные признаки обеспечивают отбор события для новостной передачи, особенно если событие имеет более двух таких признаков. Второстепенные признаки обеспечивают дополнительный фильтр событий для новостной передачи.
Основные признаки значимого события следующие.
1. Наличие главного героя, персонифицирующего событие. Важно, чтобы событие можно было связать с персонажем, который может рассказать о событии. Например, это может быть человек, который участвовал в нем, был очевидцем происходящего или же является представителем организации, связанной с событием. Часто персонифицируют событие представители власти или тех или иных ведомств. Наличие персоны позволяет использовать механизм идентификации для более эффективного воздействия на аудиторию. В то же время такой прием часто упрощает событие, так как дает односторонний взгляд на него.
2. Драматизм. Больше шансов попасть в новостные передачи имеет событие, которое содержит конфликт, спор или даже насилие. Драматические сюжеты привлекают внимание зрителя и повышают количество просмотров сюжета. Однако это может приводить к тому, что телерепортеры часто преувеличивают драматизм происходящего, отбирая для демонстрации самые острые и шокирующие сюжеты и оставляя за кадром менее "интересные" сцены, используя фрейминг. Так, часто преувеличиваются опасность эпидемии (вспомним массовые истерии по поводу "свиного" или "птичьего" гриппа), драматизм различных конфликтов и беспорядков в той или иной стране и т.п.
3. Наличие активного действия в сюжете ("крючок"). Такие "крючки" призваны "цеплять" внимание зрителей и опять же повышать количество просмотров передачи. На "крючки" "подвешивается" более абстрактная информация, по если "крючок" трудно найти, такой сюжет, скорее всего, не попадет в новостную передачу.
Наличие первых трех признаков дает возможность представить событие в виде короткого сюжета. Так как новостная передача состоит из ряда коротких сюжетов, именно такие события будут отбираться для показа. При этом время показа отдельных сюжетов все более сокращается, это требует от используемых сюжетов все бо́льшего динамизма.
4. Актуальность и конкретность. Конкретные, а не теоретические или абстрактные сюжеты скорее попадут в новостные передачи. Конкретность дает возможность дать хороший и наглядный видеоряд. Поэтому множество важных, но недостаточно конкретных событий из области культурной, экономической, политической и т.п. жизни страны и мира просто не попадают в поле зрения аудитории и оказываются "невидимыми".
5. Новое или отступающее от нормы событие скорее привлечет внимание зрителей и, соответственно, имеет больше шансов попасть в новостные передачи. Предсказуемые и обыденные события с меньшей вероятностью привлекут внимание журналистов.
6. Связь с темами постоянного интереса новостных массмедиа. Это дает возможность "привязки" нового сюжета к уже известной информации и помогает сохранить внимание аудитории. Есть так называемые "вечные" темы, которые разрабатываются средствами массовой информации практически с момента их появления, например, разоблачение власть имущих или тема добра и зла; в то же время, существуют "цикличные" темы, привязанные к определенным событиям, например, Новый год или Восьмое марта.
Второстепенные признаки значимого события, которые также учитываются, но не определяют выбор события для новостной передачи, следующие:
• событие не должно никого оскорблять или ранить чьи-то чувства; использование этого признака приводит к тому, что некоторые важные темы долгое время замалчиваются, как было, например, с проблемой СПИДа;
• событие должно быть правдоподобным; с одной стороны, данный признак позволяет отсеять неправдоподобные слухи, по с другой – важные, но кажущиеся малоправдоподобными, события могут опять же замалчиваться;
• событие должно быть таким, чтобы о нем можно было рассказать вкратце, причем это касается не только телевизионных роликов, но и печатных статей, и даже интернет- публикаций, так как современный читатель сначала "сканирует" статью, оценивая ее важность для себя, и затем уже решает, стоит ли ее читать полностью. Этой цели в печатных статьях служат броские заголовки и краткие аннотации в начале статьи;
• необходимо учитывать степень влияния его последствий па конкретное сообщество людей: чем более значительно влияние события, тем больше у него шансов оказаться в новостной передаче, но при наличии основных признаков значимого события. Именно поэтому при описании события is какой-либо стране, например, цунами или ДТП, упоминается о том, были ли там россияне и пострадали ли они. Это позволяет повысить интерес жителей России к событиям в другой стране.
Виды новостей. Обычно новостная передача включает следующие виды новостей.
1. Главные новости – это сообщение о событии, которое случилось за предшествующие 24 ч и может иметь важные последствия для значительной части населения. Чаще всего такие новости ставятся в начале новостной передачи. К главным новостям чаще всего относятся значимые политические события, погодные катаклизмы, теракты и различные происшествия, затрагивающие интересы большого количества людей.
2. Чрезвычайные новости (кризисные). Это могут быть события, являющиеся значимыми для множества людей и значительно влияющие на их жизнь. Ради таких новостей часто прерывают идущие по графику передачи. Чрезвычайные новости, к счастью, случаются не так часто. Например, теракт 11 сентября 2001 г. настолько потряс людей всего мира, что репортажи о происходящем шли по радио и телевидению чуть ли не постоянно.
3. Легкие новости – сюжеты об интересных людях и новости, которые нельзя рассматривать в качестве только что случившихся. Обычно такими новостями завершается новостная передача.
Пример из практики. Рассмотрим типичную новостную передачу[2].
Новости на Первом канале ТВ, выпуск в 12.00 25.08.2013 (воскресенье). Это время, когда большинство населения дома или на даче отдыхает и, вероятно, многие включают телевизор. Главной новостью, с которой начинались практически все выпуски новостей, было в этот период наводнение в Хабаровском крае.
Краткие аннотации новостей в порядке их предъявления в передаче:
"12.01. В Хабаровском крае наводнению противостоят все больше спасателей, военных и добровольцев.
12.03. Комиссию ООН по химоружию допустят к месту предполагаемой газовой атаки в пригороде Дамаска.
12.05. В окрестностях города Резекне в Латвии ищут вооруженного автоматом преступника.
12.07. Московский автовладелец установил рекорд по штрафам за стоянку в неположенном месте.
12.09. В Новосибирской области отправиться на дежурство с сотрудниками ГИБДД предложили всем желающим.
12.11. В столице на 86-м году жизни скончалась академик РАН Татьяна Заславская.
12.13. В США резко ухудшилась ситуация с лесными пожарами.
12.15. Четырьмя матчами 24 августа стартовал 6-й тур Чемпионата России по футболу.
12.16. На мировом первенстве по современному пятиборью титул сильнейшего не сумел сохранить Александр Лесун.
12.17. Командной гонкой с раздельного старта на 27 км стартовала веломногодневка по Испании "Вуэльта".
12.19. На Голицынском пруду в Парке Горького развернулось завораживающее действо".
Этот пример демонстрирует следующие особенности типичной новостной передачи:
• очень короткие (1–3 мин) фрагменты новостей;
• последовательность новостей в передаче обусловлена не их логической связанностью, а степенью "важности": на первом месте идут главные новости, в этот день это новость о наводнении в Хабаровском крае и события в Сирии. Заканчиваются такие передачи всегда легкими новостями – в данном случае это репортаж о празднике в Парке Горького.
Такая последовательность задает "повестку дня" – представления людей о том, что сейчас происходит важного, задается главными новостями. Отсутствие логики в последовательности новостей создает эффект мозаичности, неструктурированности формирующегося у зрителя образа мира.
Манипуляции информацией в новостных передачах. Зритель передачи новостей считает, что воспринимает событие "из первых рук", видит сюжет так, как он в действительности происходит. Так ли это? И действительно ли новостные передачи или публикации обеспечивают аудитории истинный образ происходящего в мире?
Сюжет попадает в новостную передачу или газету после тщательного отбора и редактирования, кроме того, на отбор и интерпретацию освещаемых событий могут оказывать влияние различные политические силы. Цензура со стороны власти до сих пор существует во многих странах. Для предотвращения "утечки информации" журналисты могут не допускаться месту событий или же им может не предоставляться информация о событии. Часто на пресс- конференциях информация подается пресс-персонами тех или иных ведомств определенным образом в соответствии с целями этих ведомств, что приводит к ее искажению. Таким образом, уже на этапе отбора событий и предоставления информации журналистам возможны значительные искажения образа события.
Однако существует также множество способов манипуляции образом события внутри самой новостной передачи:
1) порядок предъявления новости в ряду других новостей: согласно "эффекту края", лучше запоминаются первые и последние сюжеты, середина "выпадает";
2) прайминг – определение восприятия данного сюжета предшествующим материалом. Так, если сюжет о радостном событии, например, праздновании Нового года, будет показан после трагического сюжета, например, взрыва на улице города – он будет воспринят совершенно иначе;
3) фрейминг – показ сюжет под определенным углом зрения, что определяет его интерпретацию. Фрейминг может устанавливаться соответствующей интерпретацией по ходу сюжета или даже просто визуальным рядом, когда показываются определенные кадры, например, горы трупов;
4) соотношение вербального и визуального ряда сюжета: все событие запоминается лучше, если аудио- и видеокомпоненты тесно связаны, но если они противоречивы – доминирует визуальный ряд; таким образом, с помощью визуального ряда можно создать нужное впечатление, сохраняя вербальную "политкорректность". Яркие визуальные образы, например, образ обезображенного тела, могут вытеснить из памяти вербальную информацию, сопровождающую видеоряд.
Интересный пример доминирования визуального ряда приводит А. П. Назаретян[3].
Пример из практики. В 1970 г. конкурентом С. Альенде на президентских выборах выступал X. Алессандри, представитель известной в Чили политической династии, достойный пожилой господин с безупречной репутацией. Главным его недостатком был преклонный возраст, и на этом сосредоточилась львиная доля усилий его левых противников. Делалось все, чтобы доказать, что Алессандри чересчур дряхл. Через таксистов и прочих платных и бесплатных агентов распространялись слухи о его старческих болезнях; говорили, будто у кандидата энурез (ночное недержание мочи) и прочие мерзости, постоянно дрожат руки и т.д. Одновременно радиостанции, поддерживавшие левых, передавали искусный монтаж из его речей, где в трехминутный текст были склеены оговорки, покашливания и неопределенные междометия (вслушавшись, мы заметим подобное в речи любого собеседника), а в заключение бодрый голос вопрошал: "И такому вот человеку вы могли бы доверить управление своей страной?"... Во всех этих слухах и инсинуациях сильно преувеличивалась старческая немощь кандидата. Консультанты дали ему в общем верный совет: выступить в прямой телепередаче, представ перед будущими избирателями бодрым, деловым и остроумным человеком. Умелое проведение этой акции могло бы решающим образом развенчать нечистоплотную кампанию клеветы. Алессандри тщательно подготовили к эфиру, были продуманы одежда, стиль и ОГЛАВЛЕНИЕ речи, отрепетирована мимика. Упустили только одну деталь, которая и стала роковой. Консервативный кандидат и его консультанты чересчур уверовали в нейтральность телевидения (как тремя годами позже победитель, Альенде, переоценил нейтральность армии). Между тем оператор передачи, опытный мастер своего дела, оказался убежденным социалистом и все свое мастерство направил на дискредитацию правого политика. То, что он сотворил с образом героя передачи, было ужасно, а демонстрация этого ролика могла бы заменить целые курсы лекций на факультетах журналистики и психологии. Камера подъезжала снизу, придавая персонажу спесивый, чванный вид, следом давался верхний ракурс, и телезрители видели перед собой мелкого ничтожного человечка. От мощного света юпитеров на лице появлялись капли пота, и каждая капля была выделена крупным планом. Но главное – руки! Трясущиеся (благодаря манипуляциям оператора) руки кандидата идеально согласовались с ОГЛАВЛЕНИЕм слухов и надолго запомнились аудитории. В целом видеоряд получился настолько сочным, что полностью заслонил звуковую речь. Точнее, ОГЛАВЛЕНИЕ визуального текста подчинило ОГЛАВЛЕНИЕ вербального текста и окончательно развенчало образ кандидата в глазах избирателей (человеческому восприятию свойствен примат зрения, и мало кто догадывается, что видеть "своими глазами" и "по телевизору" – не одно и то же). Самые обидные слухи подтвердились воочию, и на следующий же день рейтинг Алессандри резко упал. Он подал в суд на организаторов телепередачи, но, как говорится, поезд ушел...
Таким образом, визуальный ряд может определять интерпретацию воспринимаемого материала;
5) взаимодействие новости с существующими установками аудитории. Существующие установки могут оказывать значительное воздействие на восприятие события, показанного или описанного в новостях. С одной стороны, люди склонны поддерживать свои установки и интерпретировать новую информацию в контексте уже имеющихся представлений. С другой стороны, рассказ о событии в новостной передаче создает у аудитории иллюзию бо́льшей распространенности и типичности описываемой ситуации, чем это есть на самом деле. Например, в одном из исследований[4] было обнаружено, что при чтении статьи об ограблении люди оценивали проблему более серьезной и распространенной, если жертва была убита, чем в том случае, если она не пострадала. В другом исследовании[5] было показано, что страны, чаще упоминающиеся СМК, воспринимаются аудиторией как более населенные;
6) использование механизма идентификации позволяет оказывать более эффективное эмоциональное воздействие на аудиторию. Однако в некоторых случаях идентификация может приводить к неожиданным и нежелательным эффектам. Так, было показано, что репортажи в новостных передачах о самоубийствах значительно повышают количество самоубийств среди подростков в первые 7 дней после репортажа, причем в бо́льшей степени среди девочек.