Заявление ООН по глобальному кризису
26 июня 2009 г. ООН приняла необычное, буквально экстраординарное Заявление о мировом финансово-экономическом кризисе, за которое проголосовали все 192 члена ООН. Анализ и рекомендации, содержащиеся в этом заявлении, охватывают широкий спектр вопросов, от краткосрочных мер по смягчению кризиса до глубоких структурных перемен, от реакции на кризис до реформирования глобальной архитектуры экономики и финансов. Данный документ ориентирован на конкретную программу действий; он содержит несколько "рецептов" в форме конкретных решений. Он также предложил смелую повестку дня по осуществлению политики перемен и институциональному развитию, широкую по своему охвату и глубокую по поставленным задачам. Несмотря на то что этот документ неизбежно является результатом компромисса и сознательной недоговоренности, он остается самым всеобъемлющим межправительственным заявлением о причинах мирового экономическою кризиса и необходимых мерах по его преодолению. Можно только сожалеть, что основные экономические державы мира и международные регуляторы не приняли меры по реализации этих рекомендаций.
По словам Мигеля д'Эското Брокмана, председателя сессии Генеральной Ассамблеи ООН (написавшего предисловие к "Докладу Стиглица"), является признанным фактом то, что мировая экономика разрушена, но что именно разрушено и нуждается в восстановлении — вот тот вопрос, который вызывает серьезные разногласия. По мнению Комиссии Стиглица, кризис явился в полном смысле системным и к тому же многосторонним. С этой точки зрения кризис был последним и самым сильным по своему воздействию в череде других происходивших одновременно с ним кризисов: продовольственного, водного, энергетического и кризиса устойчивого развития. При этом важно подчеркнуть, что они тесно переплетаются между собой и самым существенным образом связаны с приоритетной экономической задачей, реализуемой в глобальном масштабе и зачастую под давлением на протяжении последних 25 лет. Осуществление этой задачи основывалось на том, что "рынок в силу логики своего развития якобы сам решает почти все социальные, экономические и политические проблемы", — подчеркивал М. Брокман во введении к "Докладу Стиглица".
По мнению Брокмана, кризис вскрыл существенные недостатки различных аспектов управления современной экономикой — от теории и философии, институтов, политики и практики до этики и ответственности корпораций и правительств.
В "Докладе Стиглица" настойчиво подчеркивается мысль, что переживаемые в мировой экономике отраслевые кризисы не являются результатом провала или сбоев в системе. Скорее, сама система — организация и принципы ее функционирования, недостатки, органически присущие ее институциональным механизмам, — является причиной этих кризисов.
"Ошибки и сбои" были весьма многочисленны и обширны — подчеркивают авторы, а деятельность по их устранению была сравнительно незначительной. Вероятно, частично это можно объяснить влиянием укоренившихся взглядов на современную глобальную экономику как на "естественное явление", подверженное в силу этого природным катаклизмам. Но в сложившихся обстоятельствах эта концепция превратилась всего лишь в пустую риторику, хитроумную политическую стратегию — одну из многих — по отвлечению внимания и контроля за деятельностью инициаторов проводившейся политики и создателей институтов, столь бесславно провалившихся.
Альтернативное объяснение сводится к тому, что система глобального управления экономикой имеет серьезный дефект. "Система управления глобальной экономикой не отвечает этим фундаментальным требованиям управления. Идея о том, что мировое сообщество как единое целое должно быть вовлечено в поиск причин и необходимых мер по преодолению текущего кризиса, показалась странной некоторым государствам — в основном, что неудивительно, тем немногим, которые занимают наиболее привилегированные позиции в современной институциональной структуре управления мировой экономикой, — и чрезвычайно необходимой почти всем остальным"[1], — отметил Брокман.