Новейший период
С конца 1980-х до начала 1990-х гг. продолжался период "разброда и шатаний", когда четко обозначились контуры научной революции и готовности жить по-новому, но не обозначились конкретные пути выхода из кризиса. В это время можно было встретить последователей позитивизма, экзистенциализма, интеракционизма, функционализма и прочих направлений.
Теоретико-методологическое брожение в 1990-е гг. совпало со следующими процессами, затронувшими самые основы социологии:
• резким сокращением государственного финансирования фундаментальных исследований, не только эмпирических, но и теоретических;
• заполнением образовавшегося вакуума сиюминутными коммерческими исследованиями типа маркетинговых;
• введением в стране всеобщего высшего социологического образования и подготовкой сотен тысяч студентов, имеющих представление о социологии;
• старением кадров в фундаментальной науке и оттоком молодежи из академической социологии.
Несмотря па подобные явления, отечественная социология во второй половине 1990-х гг., благодаря накопленному за годы советской власти огромному творческому потенциалу, смогла преодолеть кризис, встать на ноги и заявить о себе как ведущая отрасль обществознания. Социология сегодня популярна и почитаема. Социологии обучаются тысячи молодых людей. Второе социологическое образование получают сотни бывших физиков, педагогов, географов и т.д. Социологи востребованы на рынке труда. Они трудятся консультантами в сфере бизнеса, государственном секторе, на радио и телевидении, в сфере государственного и муниципального управления. Наконец, появившаяся недавно новая область социальная работа также расширяет сферу приложения социологических знаний.
К середине 1990-х гг. в каждом экономико-географическом регионе России было создано по одному профессионально подготовленному региональному центру, проводящему опросы но заданию или но контрактам московских и других (включая зарубежные) центров. Многие из региональных служб были созданы ВЦИОМом во второй половине 1990-х гг. Эти службы стали опорными базами новых общероссийских центров, например, ФОМа (А. А. Ослон, Е. С. Петренко), службы "Vox Populi" (Б. А. Грушин), "Мониторинга общественного мнения" (Институт социологии РАН) и др. Сотрудничество с профессиональными центрами содействовало повышению квалификации, профессионализму работников региональных российских служб. Ведущие центры изучения общественного мнения систематически проводят обучение интервьюеров в своих "штаб-квартирах", используя современные технологии (видеозапись интервью, его анализ под руководством инструктора и т.п.). В настоящее время ВЦИОМ, ФОМ, РОМ ИР, КОМКОН, ГФК-Русь стати лидерами эмпирической социологии.
Современный социолог[1]
Отмечая несомненные успехи институциализации социологии в России рубежа тысячелетий, необходимо отметить ряд негативных моментов и проблемных точек роста науки. Первая касается социологического образования. Неожиданная легализация социологии в начале 1990-х гг., создание многочисленных факультетов, отделений, кафедр, специализаций и курсов социологии остро поставило проблему кадрового обеспечения. Если в стране десятилетиями нс существовало высшего социологического образования, а затем в одночасье оно начинается во всех городах и весях, то совершенно очевидно, что социологию будут преподавать несоциологи. По данным И. А. Бутенко, даже в середине 1990-х гг. кадровая проблема не была решена: "Уровень преподавания социологии в значительном числе новых и старых вузов оставляет желать лучшего, поскольку нередко преподавателями этой дисциплины выступают бывшие профессора научного коммунизма и исторического материализма или другие лица, не имеющие пи специального образования, ни практического опыта в сфере социологии. В 1995– 1997 гг. обладателям ученых социологических степеней, наряду с работниками научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, стали некоторые федеральные министры и их заместители, политические деятели и прочие лица, мало связанные с научной деятельностью"[2].
Однако не только кадровые проблемы привели к тому, что в конце 1990-х гг. в процессе институциализации отечественной социологии происходили кризисные явления. Низкая оплата труда академических социологов привела к рапространению вторичной занятости, практики дополнительных заработков, невозможности покупать необходимую литературу, оттоку кадров из вузовской и академической науки, коррупции в преподавательской среде (взятки за вступительные и текущие сессионные экзамены). Дополнительные занятия не оставляют времени для повышения квалификации. "Трудовые перегрузки ученых делают формальными многие обсуждения, устные и письменные: среди социологов растет разобщенность. Усиливается феминизация социологии, отражающая утрату престижа этой сферой. Совокупный тираж журналов, выходящих крайне редко и нерегулярно, не достигает и четверти по сравнению с 1990 г. Государственная поддержка исследовательских проектов в силу скудости государственных средств зачастую оказывается почти символической и в любом случае нс позволяет проводить масштабные полевые исследования"[3]. Не всегда высокое качество преподавания и исследовательской работы со стороны некоторых в спешке организуемых социологических служб и фирм заставляют все чаще говорить о дискредитации дисциплины[4].
Общие тенденции институциализации российской социологии на фоне происходящих в стране политических изменений И. А. Бутенко[5] очертила так:
• социально-политическая ситуация в XXI в. остается далекой от стабильности;
• устойчивое развитие демократии все еще является делом будущего;
• центральные СМИ все более явно выражают интересы тех или иных финансовых групп;
• общественное мнение развито слабо и подвержено манипуляциям;
• место социологов на общественной сцене занимают специалисты по политическим технологиям;
• социология оказалась не в чести у власти, эту дисциплину в 1999 г. вывели из государственного стандарта для высшего образования;
• в результате чего начались сокращения преподавателей и объединения кафедр;
• общество не жалует социологов: согласно данным фонда "Общественное мнение", лишь 45% взрослых россиян доверяют цифрам, им получаемым[6].
Сегодня в сфере образования в целом и в социологии в частности сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, учебные заведения сталкиваются со все большими трудностями, преподавателям месяцами не выдают зарплату, задерживается стипендия студентам, хорошее образование почти недоступно малообеспеченным слоям, полностью разрушена система воспитательной работы в вузах. Учебные заведения не получают средств па ремонт, литературу, периодические издания, обостряется проблема качества обучения. С другой стороны, система образования стала более гибкой, маневренной, гораздо более разнообразной и интересной. Возникли новые виды учебных заведений, развернута подготовка специалистов по совершенно новым, иногда экстравагантным специальностям, издается обширная учебная и методическая литература. Например, объемы методической литературы по социологии (в сравнении с 1980-ми гг.) возросли в 10–15 раз.
Среди многочисленных отраслей социологии, которые сегодня развиваются в России, можно назвать аграрную, политическую социологию, социологию труда, экономическую социологию, социологию искусства, города, культуры, медицины, образования, организаций, права, религии, семьи, этносоциологию, социологию профессий, спорта, молодежи, воспитания, мобильности, чтения, повседневности, книги, международных отношений, преступности, церкви, бедности, общественного мнения и др.
Современная социология, после перенесенного ею тяжелой болезни, стала более гибкой и мобильной, более прагматичной и деловой. Она набирает силу и энергично берется за исследование российского общества. У нее появились новые роли, которых прежде никогда не было, а другие ее функции наполнились новым ОГЛАВЛЕНИЕм. Никогда раньше социолог не выступал в роли маркетолога, критика политического режима, имиджмейкера, бизнес-консультанта, социального работника.
Возрождение профессионального социологического образования состоялось в 1989 г. в двух университетах – Московском и Ленинградском. За прошедшие годы в России открылись десятки факультетов, отделений, кафедр по подготовке социологов и преподавателей социологии для непрофильных специальностей. В настоящее время насчитывается более 105 таких подразделений, в том числе 40 социологических факультетов и отделений и 65 кафедр социологии, из которых 101 подразделение образовано в государственных университетах, а 4 в негосударственных вузах. Сегодня социологию преподают в 82 вузах, ее изучают около 20 тыс. студентов.
Среди исследовательских центров и кафедр можно отметить коллективы социологических факультетов МГУ (В. И. Добреньков), Санкт-Петербургского (А. О. Баранове), Алтайского (С. И. Григорьев), Московского социального (Г. И. Осадная) университетов, уральских социологов (Г. Е. Зборовский, Л. Я. Рубина), Независимого института национальных и социальных проблем (М. К. Горшков), Ростовского университета (Ю. Г. Волков) и др.