Лекция 4. Новейшая педагогика и школа
История педагогики и школы Новейшего времени прошла несколько крупных стадий развития: начало XX столетия, период между двумя мировыми войнами, вторая половина прошлого века, рубеж II и III тысячелетий. Основными маяками и двигателями развития школы и педагогики в мире оказались страны европейской цивилизации. Постепенно в движении образования и педагогической мысли нарастает роль цивилизаций азиатского типа (Индия, Китай, Япония). На каждой стадии истории новейшей педагогики и школы проявились важные общие тенденции развития. Наряду с этим в отдельных странах получили выражение существенные особенности, которые явились следствием специфики социальных, культурных, идеологических, педагогических факторов генезиса теории и практики воспитания и обучения.
В начале XX в. в России, других ведущих странах мира стимулами эволюции педагогического знания и образования оказались многие важные факторы: возрастающий объем знаний, умений, навыков, которые должны были усвоить учащиеся, исследования природы детства, опыт пилотных учебных заведений. Заметно выросло число педагогических центров (кафедры, лаборатории, научно- исследовательские учреждения). Развитие отечественной и мировой педагогики и школы происходило при нарастании социального напряжения, в условиях революционных взрывов, региональных и глобальных войн. Произошла резкая политизация школьных и педагогических проблем. В России впервые вслед за Западом вопросы школьных реформ обсуждались при участии политических партий. Отечественная педагогика и школа развивалась во взаимодействии с мировой педагогической наукой. Российские педагоги были хорошо осведомлены обо всем, что происходило в зарубежной школе и педагогике. Учреждаются международные педагогические организации (Лига нового воспитания, Международное Бюро Просвещения и др.). Действуют национальные педагогические объединения: Ассоциация прогрессивного образования (США), Общество им. Вине (Франция), Педагогическая академия (Россия) и пр. Возникают просветительские общества, сотни библиотек, новые педагогические журналы. Появляется значительное число новой литературы по вопросам педагогики. Педагогическая проблематика привлекала внимание философов, социологов, психологов, специалистов естественных наук. В свою очередь, педагоги обращались к другим наукам, используя их результаты при разработке теоретических проблем. Было осознано, что новые социальные потребности и уровень развития образования приходят во все более явное несоответствие. Потребность обновления образования и педагогики становилась все более актуальной. Пересмотр педагогических установок, перестройка образования выросли в важную национальную проблему ведущих стран мира. Незыблемые прежде гербартианство и спенсерианство оказались под вопросом. Получили развитие противостоявшие традиционализму новые педагогические подходы. Направленные главным образом на формирование культуры мышления, традиционные концепции предусматривали жесткое управление педагогическим процессом, отводили в обучении и воспитании первостепенную роль учителю. Подобные установки вели к чрезмерному интеллектуализму полноценного образования, порождали авторитарное вмешательство в процесс учения, лишали учащихся самостоятельности, ограничивая их инициативу регламентированием. Пересматривался характер образования. Острой критике подверглась система образования. Школа воспринималась как устаревшая, не соответствовавшая уровню производства, науки и культуры, не отвечавшая потребностям подрастающего поколения, нуждавшегося в качественно иной подготовке. Был поставлен вопрос о переходе от традиционного обучения, которое давало знания, умения и навыки, к школе, которая должна была готовить не только исполнительную, но и инициативную, самостоятельную, широко образованную личность.
В период между двумя мировыми войнами и второй половиной XX столетия педагогическая мысль и образование в России и за рубежом оказались в пламени драматических для человечества событий. Рождается новое понимание смысла воспитания и обучения личности не только как носителя и пользователя тех или иных знаний, но и способного брать на себя бремя ответственности за все, что происходит в окружающем мире.
В советской России произошло существенное приращение педагогических знаний, сделано немало педагогически целесообразного и перспективного для развития дидактики, методики воспитания. Возникла единая система образования с преемственными ступенями обучения – от начальной до высшей школы. Немало людей из низов, благодаря образованию, поднялись на верх социальной лестницы. Вместе с тем в России общие с зарубежьем тенденции развития педагогики и образования в значительной мере оказались деформированы или утрачены. Движение педагогической науки, образования по восходящей линии происходило в социальных условиях, которые затрудняли свободную идейную полемику, в обстановке репрессий, диктатуры и цензуры официальных властей, сокращения контактов с мировой педагогической мыслью и школой, слабого использования исторического опыта российской и мировой педагогики. В педагогике и образовании господствовали официозные взгляды, исходившие из учения марксизма- ленинизма об обществе и человеке. Система воспитания подчиняла личность и ее интересы обществу, ставила па первый план внедрение в сознание людей коммунистической политико-идеологической доктрины. Монументальный облик официальной педагогики подмыла волна свободомыслия 1960-х гг., когда в общественное сознание возвращается идея воспитания независимого и свободного гражданина, неподвластного авторитарному контролю государства.
На стыке двух тысячелетий развитие педагогики и образования в мире выглядит как многосторонний, масштабный процесс. Мировая и отечественная педагогика приближается к уровню социальных, политических, педагогических требований эпохи технической и технологической революции. Этот процесс пронизан идеями, пафос которых во многом определен критикой сложившихся философских, социальных и педагогических воззрений. Поколеблена вера во всевластие человека над природой. Подвергнут сомнению беспредельный рационализм. Очевидны стремления к максимальному плюрализму, вариативности, множественности мнений и суждений, предельной индивидуализации воспитания. Растут разочарования в технократизме образования, намерения возвратиться в новом виде к воспитанию, погружающему личность в океан национальной и мировой духовной культуры, ответить на вызовы многокультурного социума. Среди важных мировых тенденций – курс на демократизацию школьных систем; диверсификацию и дифференциацию образования; гуманистическую направленность воспитания; использование форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся; модернизацию классноурочной системы; педагогизацию новейших технических средств; интеграцию школьного и внешкольного воспитания и образования. Преодоление кризисных явлений, прогресс в воспитании и обучении происходят при диалектическом отмирании устаревшего и нарождении нового содержания. Процесс обновления педагогической мысли и образования разнообразен как современный мир. В индустриально развитых странах педагогическая наука занята широким кругом проблем инноваций: компенсирующее обучение, промежуточное между начальным и полным общим образование, индивидуализация обучения (педагогика поддержки, уровневое обучение и пр.), непрерывное образование, мультикультурное образование и пр. В странах "третьего мира" речь идет чаще о проблемах, которые па Западе потеряли актуальность: ликвидация неграмотности, всеобщность образования и т.п. Мировое и российское педагогическое сообщество формулирует новые общие для человечества ориентиры реформирования воспитания и обучения. Они сформулированы в принятой ООП Конвенции о правах ребенка (1989), декларациях ЮНЕСКО "Образование: сокрытое сокровище" (1997) и "Образование для всех" (1990) и других подобных документах. Важным путем гармоничного развития ребенка определено семейное воспитание "в атмосфере счастья, любви и понимания", провозглашена необходимость подготовки детей к самостоятельной жизни в обществе, воспитания в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Декларируются нрава ребенка на образование, индивидуальное развитие, необходимость, "чтобы все, кто обладает чувством ответственности, уделили внимание целям и средствам образования". Указывается, что в III тысячелетии человеку предстоит научиться познавать (овладеть умениями понимания происходящего в мире), действовать (производить необходимые изменения), жить в обществе (участвовать во всех видах человеческой деятельности, сотрудничать с другими). Педагоги предостерегают от энциклопедизма в образовании, говорят о необходимости воспитания культуры ассоциативного мышления, формировании компетентности как суммы навыков, квалификации и социального поведения, воспитания осознания сходства и взаимозависимости народов. В сфере образования сформулированы несколько стратегических целей: решение проблем предшкольного воспитания, начального образования, обучения молодежи и взрослого населения, равенства полов в обучении, неграмотности, качества образования.
Важные изменения педагогики и образования произошли в постсоветской России. В образовательном сообществе появилось множество новых подходов к решению проблем воспитания и дидактики, над которыми не тяготеет пресс официальной, в марксистском духе, педагогики. Создана новая законодательная база образования. На ее основе происходят демократические реформы. Проблема реформирования состоит в поиске "золотой середины" между лучшими традициями и педагогически, социально оправданными изменениями. Достигнуты важные успехи по диверсификации образования. Осуществлена всеобщая компьютеризация учебных заведений. Улучшилось финансирование образования. Реформы предназначены для подготовки хорошо обученной молодежи, дееспособного, инициативного, гуманного, следующего демократическим идеалам поколения, повышения социальной мобильности личности, настройки системы образования на рыночную экономику, обеспечения устойчивого диалога всех субкультур во имя общенационального единства. Российская Федерация является инициатором создания общего культурно-образовательного пространства в пределах бывшего Советского Союза. Российские педагоги – активные участники международных проектов, нацеленных на реформирование образования.