Новейшая история становления банковской системы нашей страны (в ее институциональном аспекте)
В 1949 г. из системы Министерства финансов СССР был выделен Государственный банк СССР, который стал центральным звеном банковской системы указанного периода и подчинялся непосредственно Правительству СССР[1]. Государственный банк СССР выполнял функцию главного эмиссионного центра страны. Особенности его правового положения определялись задачами, поставленными перед банком и сформулированными в нормативных правовых актах. Условно можно выделить две группы задач: осуществление политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов; контроль над выполнением народнохозяйственных планов[2]. Б 70–80-е гг.
XX в. задачами Государственного банка СССР являлось централизованное управление денежно-кредитной системой страны, проведение единой кредитной политики, координация деятельности специальных банков и организация и укрепление денежного обращения, кассовое исполнение бюджета, участие в формировании свободного валютного плана страны, кредитование, финансирование и расчетное обслуживание предприятий, организаций, учреждений[3]. Политическая и экономическая ситуация в стране принципиально изменилась в 90-е гг. прошлого века. Закон СССР от 11 декабря 1990 г. №1829-1 "О банках и банковской деятельности" выделял следующие элементы банковской системы СССР:
– Государственный банк СССР;
– центральные (государственные, национальные) банки союзных и автономных республик;
– коммерческие банки. Они подразделялись:
по принадлежности уставного капитала и способу его формирования – на банки в форме АО и ООО, банки с участием иностранного капитала, иностранные банки, под которыми подразумевались банки, уставной капитал которых полностью принадлежит иностранным участникам, иные банки, филиалы банков других стран; видам совершаемых операций – на универсальные и специализированные;
территории деятельности – на общесоюзные, республиканские, региональные;
отраслевой ориентации – на универсальные и специальные коммерческие банки для финансирования общесоюзных, республиканских, региональных и иных программ.
Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" предусматривал следующие элементы банковской системы РСФСР:
– Банк РСФСР;
– Банк внешней торговли РСФСР;
– Сберегательный банк РСФСР;
– коммерческие банки различных видов;
– другие кредитные учреждения, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операций, специальные банки (банки развития).
Также параллельно предусматривалась возможность создания союзов и ассоциаций банков. Надзорная функция за деятельностью банков возлагалась на Банк России.
Современная банковская система РФ согласно ст. 2 Закона о банках включает:
– Банк России[4];
– кредитные организации[5];
– филиалы и представительства иностранных банков.
В ст. 1 указанного Закона дается легальное определение следующих понятий:
• кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным Законом;
• банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
• небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Законом о банках;
• иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) возможны различные подходы к структурированию элементов банковской системы;
2) официальная банковская система РФ формируется только в соответствии с требованиями норм действующего законодательства;
3) несмотря на наличие в Законе о банках специальной статьи, понятие банковской системы законодательно не определено и может быть выведено только через перечисление составных ее элементов;
4) критерием отнесения указанных элементов к банковской системе является их непосредственная связь с совершением банковских операций либо с подготовкой к их совершению (представительства иностранных банков), а также подконтрольность данных элементов регулятору банковской деятельности – Банку России (поскольку согласно ст. 17 и 18 Закона о банках представительства и филиалы иностранных банков на территории РФ могут открываться лишь с разрешения Банка России);
5) содержащийся в Законе о банках перечень элементов банковской системы (специальных институтов) является неполным.
Рассмотрим далее понятие и ОГЛАВЛЕНИЕ банковской деятельности, поскольку (в соответствии с критерием участия в банковской деятельности) к элементам банковской системы могут быть отнесены и иные субъекты банковской экономической деятельности – небанковские кредитно-финансовые институты и структуры, деятельность которых неразрывно связана с банковской деятельностью. Действительно, согласно функциональному подходу, имеющему своим основанием экономические аспекты банковской деятельности, но при этом пользующемуся популярностью и среди ученых-юристов[6], в банковскую систему включаются все те организации, которые либо прямо занимаются банковскими операциями, либо содействуют их осуществлению[7].