Лекция III. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ В XXI ВЕКЕ
В Великобритании, так же как и в других западных странах, современная система социального обеспечения сложилось после Второй мировой войны. При этом нужно иметь в виду, что отдельные ее элементы – пенсии по старости, страхование больных, сирот, вдов и др. – существовали уже в конце XIX–XX вв.
Законодательные основы и принципы благосостояния современного государства были разработаны лордом Бевериджем и содержались в его докладе, опубликованном в 1942 г. Систему социального обслуживания предлагалось строить на принципах общедоступности, универсальности, адекватности и единообразия.
Институциональная структура была закреплена законодательно в следующих законах: об образовании (1944); о пособиях на семью (1944), о национальном страховании вдов, сирот, пенсионеров и беременных женщин (1946), о создании национальной службы здравоохранения (1946), о национальной программе помощи (национальная программа страхования), об ответственности местных властей за личное социальное обслуживание на дому (1948).
Программы охватывали все группы населения на основе гражданства и не принимали во внимание различия в доходах и роде занятий. Тем не менее принципы, изложенные в докладе лорда Бевериджа, никогда не были осуществлены полностью.
Следует учитывать, что послевоенный экономический рост в Великобритании был меньшим, чем в других развитых странах. До середины 1970-х гг. он составлял в среднем 2,7%. Правда, темпы инфляции и уровень безработицы в этот период были низкими, наблюдался существенный рост уровня жизни почти для всех групп населения. Особенность последних десятилетий XX в. – рост численности одиноких людей.
Кардинальный пересмотр доктрины государственного благосостояния был осуществлен правительством Маргарет Тэтчер. Предполагалось, что конечная цель политики – дать возможность гражданам страны сделать свою жизнь лучше, опираясь на собственные силы, утвердить независимость от государства, расширить выбор. На практике это означало снижение государственных расходов на социальные программы, курс на широкую приватизацию социального обслуживания, введение в него элементов рынка. Государству предполагалось оставить заботу о тех группах населения, которые не могут обеспечить себя сами: о хронически больных, недееспособных инвалидах, престарелых с низким доходом.
Социальное обеспечение – одна из самых крупных и дорогостоящих программ в Великобритании. Оно включает в себя пенсионное обеспечение, пособия по безработице и болезни, помощь семьям с детьми и с низким доходом, пособия на оплату жилья и т.д. Управление социальным обеспечением на правительственном уровне осуществляется Министерством социального обеспечения, региональными и местными сто управлениями, а также местными органами власти.
В английской системе социального обеспечения практикуется два вида выплат: пенсии и пособия, предусматривающие фиксированные отчисления от заработной платы всех граждан, доход которых не ниже 39 фунтов стерлингов в неделю; и выборочные пособия, обусловленные проверкой недвижимости. Государственная помощь, не связанная со страховыми взносами, но предполагающая проверку нуждаемости, оказывается тем, кто не может обеспечить себя сам или имеет очень низкий доход. Эти пособия устанавливаются в размерах, достаточных для поддержания адекватного уровня жизни.
Существует также система налоговых льгот и скидок, которая воздействует на перераспределение ресурсов между различными группами населения и может служить альтернативой прямым государственным выплатам.
Большую роль в личном социальном обслуживании играют добровольные благотворительные организации. Правительство всячески поддерживает их деятельность.
Социальное обеспечение по месту работы приобретает все большее значение. Предприниматели обеспечивают своих работников пособиями по болезни, беременности и родам, в случае увольнения – в размерах, часто превышающих законодательно установленный минимум. Имеются пенсионные программы по месту работы – профессиональные пенсии и пенсионные выплаты, заменяющие часть государственной пенсии. Пособия, выплачиваемые предпринимателями, особенно выгодны тем, кто работает на предприятиях крупных фирм, и более высокооплачиваемым. Фирмы, осуществляющие частное страхование, получают налоговые льготы. Рыночный эквивалент имеют многие личные услуги: помощь на дому, уход за детьми, дома для престарелых и хронически больных.
В 1970–1980-е гг. система социального обеспечения подверглась ряду преобразований и реформ. В 1970 г. при местных органах власти были учреждены отделы социального обслуживания (в Шотландии – отделы социальной работы – в 1968 г.); в 1972 г. принята программа дополнения к семейному доходу; в 1978 г. – программа пенсий, соотнесенных с заработком; в 1982 г. – отменены соотнесенные с заработком дополнения к кратковременным пособиям; в 1983 г. – законодательно введена система выплат по болезни; в 1986 г. – принят закон о социальном обеспечении, предполагавший кардинальное изменение всей его системы. Закон о социальном обеспечении 1990 г. развил и модифицировал ряд его положений.
В начале 1980-х гг. проблемы социального обеспечения потребовали серьезного рассмотрения как экономистами, так и политиками. Попытки правительства сократить роль государства в экономической и социальной сферах совпали по времени с резким ростом безработицы, что привело к дальнейшему увеличению расходов на социальное обеспечение. Кроме того, среди определенных групп населения возрастала нищета. Как политики, так и специалисты все более явно выражали беспокойство по поводу отрицательного влияния системы социального обеспечения на стремление трудиться. Все эти факторы, наряду с запутанностью, отсутствием гибкости и сложностью управления данной системой, привели к осознанию необходимости коренных реформ.
Летом 1984 г. министр здравоохранения и социального обеспечения (тогда эти министерства были еще объединены) Н. Фаулер сделал обзор системы социального обеспечения. В июне 1985 г. была опубликована Зеленая книга, а в декабре 1985 г. – Белая книга. В 1986 г. парламент принял закон о социальном обеспечении, основные положения которого вошли в силу в апреле 1988 г.
Правительству удалось не только сократить расходы, но и сдержать их дальнейший рост. Увеличение расходов па социальное обеспечение в противовес правительственной политике объяснялось главным образом возрастанием численности претендентов на пособия, а не повышением уровня последних. Однако значительная доля претендентов получала отказ (по семейному кредиту, к примеру, отказы составили 30%).
Финансирование пособий по социальному обеспечению осуществляется за счет: 1) вкладов работающей части населения и предпринимателей в национальную программу страхования; 2) субсидий казначейства; 3) доходов от общего налогообложения; 4) средств местных властей, бюджет которых в основном складывается из субсидий (grant) центрального правительства, подушного налога (коммунального сбора), выплат населения на определенные виды услуг и арендной платы за квартиры в муниципальных домах.
Важную роль играют налоговые льготы, которые могли бы стать альтернативой некоторым прямым выплатам.
Взносы в национальную программу страхования выплачиваются в размере 9% с заработной платы от 100 до 295 фунтов стерлингов в неделю. С уменьшением заработка соответственно уменьшается и процент выплат. С заработной платы до 39 фунтов стерлингов взносы не взимаются. Самозанятые выплачивают единообразные взносы – 3,85 фунтов стерлингов в неделю и 6,3% от годовой прибыли в размере от 4590 до 15 340 фунтов стерлингов. Казначейство субсидирует в среднем 13% расходов на пособия национальной программы страхования.
Пособия по государственной помощи, не связанные со страхованием, финансируются практически полностью за счет общего налогообложения. На местном уровне помощь оказывается также из средств благотворительных организаций. Не обусловленные законом пособия по материнству, болезни, сокращению штатов не требуют взносов и финансируются предпринимателями.
Пенсионное обеспечение в Великобритании имеет некоторые особенности. На пенсии приходится более половины бюджета социального обеспечения.
Пенсионный возраст мужчин – 65 лет, женщин – 60 лет. Имеется несколько видов пенсионного обеспечения: государственная пенсия по старости, пенсия по месту работы – профессиональная (occupational), персональная пенсия, программы "покупки денег". Государственное пенсионное пособие состоит из двух компонентов: базовой пенсии по национальному страхованию и пенсионного пособия, зависящего от величины заработка.
Базовая пенсия выплачивается по единообразной ставке – в 1990 г. она составила 46,90 фунтов стерлингов в неделю для одного лица и 75,10 фунтов стерлингов – для женатой пары. Базовая пенсия индексирована к росту розничных цен. Максимальные размеры второго компонента, согласно закону 1986 г. – 20% среднего заработка за время трудовой жизни.
Исключение сделано для работающих матерей, посвятивших часть жизни в работоспособном возрасте воспитанию детей. Те, кто выходит на пенсию до конца XX в., получают этот вид государственного пенсионного пособия согласно правилам, существовавшим до принятия закона 1986 г.; 25% среднего заработка за "20 лучших лет" своей трудовой жизни. Начиная с 2000 г. доля пособия по отношению к заработной плате будет снижаться постепенно, по 0,5% в год. Размеры пенсии определены от 35,50 до 265 фунтов стерлингов в неделю. До 2000 г. соотнесенный с заработком компонент пенсии будет наследоваться вдовой или вдовцом полностью при условии, что общая сумма пенсии не будет превышать суммы, которая выплачивалась бы скончавшемуся члену семьи. После 2000 г. наследоваться будет только половина, но ограничение общей суммы отменяется.
При желании второй компонент государственной пенсии может быть передан в частную пенсионную программу по месту работы. В этом случае процент взносов, выплачиваемых в национальную программу страхования, сокращается и для предпринимателей, и для работников, причем частная программа должна обеспечить гарантированный минимум пенсии, который также индексирован к росту розничных цен примерно на 3% в год.
Профессиональная пенсионная программа основывается на гарантированном минимуме взносов, которые выплачивают и предприниматели, и работники. Законом о социальном обеспечении 1990 г. защищены права участников профессиональных пенсионных программ, по тем или иным причинам переменившим место работы.
Закон о социальном обеспечении 1986 г. дал право на гарантированный минимум взносов, или программу "покупки денег", которая не влияет на размеры пенсии, но сокращает скидки со взносов в национальную программу страхования. Более того, можно отказаться от участия и в пенсионной государственной программе, соотнесенной с заработком, и в пенсионной программе всей фирмы. Тогда взносы перечисляются непосредственно в персональную пенсию. С 1988 г. этим видом пенсионного обеспечения воспользовалось 3,6 млн человек, и численность их продолжает расти. Программа персональных пенсий дает возможность приобрести пожизненную годовую ренту у страховой компании по выходу на пенсию. Для этого требуется увеличить взносы как работников, так и предпринимателей на 2%.
Отказ от участия во втором, зависящем от заработка, компоненте государственной пенсионной программы (contract out) сам по себе не меняет порядка начисления пенсии, он лишь предполагает, что часть ее будет оплачиваться частной программой. Причем оставлено право вернуться к государственному обеспечению. Кроме того, пенсионерам предоставляется право работать. Размер их заработка не ограничивается, и пенсия выплачивается полностью.
Долговременное воздействие указанных перемен на траты зависит от того, будут ли потери от скидок от взносов превышать годовые сбережения профессиональных программ или окажутся меньше их, а также от масштабов перехода к профессиональным программам. В 1987 г. 3/4 всех вышедших на пенсию получали профессиональное пенсионное пособие. И хотя обязательства социального обеспечения все еще представляют собой некую форму принудительных сбережений, они стали осуществляться в различных формах, а доступность альтернатив всегда лучше монополии.
В Великобритании существует целый ряд пенсионных фондов: национальный фонд социального страхования, пенсионные фонды местных властей, частных и национализированных компаний.
В государственной пенсионной программе инвестиционная деятельность практически не играла никакой роли. Уходящим на пенсию работникам пенсия выплачивалась из текущих государственных доходов, включавших взносы будущих пенсионеров. Попыток создать сбережения для выплаты пенсий в будущем не делалось.
Пенсионные программы местных властей и профессиональные программы в государственном и частном секторах опирались на систему, финансируемую альтернативным путем, заранее создавая сбережения. Взносы, накапливающиеся в течение трудовой жизни участников профессиональной пенсионной программы, вкладывались в акции, государственные ценные бумаги и др. Пенсии выплачивались из фонда и гарантировались даже в случае банкротства фирмы. В Британии, где фондовые биржи играли и продолжают играть важную роль, приобретение ценных бумаг было более распространенной формой вложения капиталов пенсионных фондов.
Право профессиональных пенсионных программ брать на себя второй соотнесенный с заработком компонент - компонент государственной пенсии – было предоставлено Законом о социальном обеспечении 1975 г. Решение зависело от уверенности компаний, что инвестиции их пенсионных фондов дадут реальную прибыль. Причем согласия рабочих не требовалось: предприниматели просто ставили их в известность о принятом решении.
Практически все местные власти и значительное число компаний в частном секторе приняли такое решение. Правительство субсидировало эти программы в возрастающих масштабах; взносы в пенсионный фонд и прибыль от его инвестиций освобождались от налогов.
Наиболее важный фактор, способствующий росту таких относительно новых финансовых институтов, как пенсионные фонды и строительные общества, – налоговая система, благоприятствующая их инвестициям. Только в 1979– 1980 гг. налоговые льготы инвестиционной деятельности профессиональных пенсионных фондов составили 800 млн фунтов стерлингов. Небольшие управляемые владельцами компании могли использовать свои пенсионные фонды для получения налоговых льгот или увеличения оборотного капитала, субсидируемого из казны. 50% фонда одобренной пенсионной программы компания могла взять в виде займа. А остальные 50% – инвестировать. Правового регулирования пенсионных фондов практически не разработано. Их активы регламентируются правом доверительной собственности, не предназначенным для управления огромными неперсонифицированными сберегательными институтами.
Подотчетность практически отсутствовала, не были определены обязанности доверенных лиц. На практике руководство пенсионными фондами осуществлялось на основе принципа доверия.
С середины 1960-х гг. значительная часть личных сбережений вкладывалась в пенсионные фонды, которые в результате имели и крупные стабильные поступления наличности, и акции, так как многие частные их держатели предпочитали иметь дело с фондовой биржей через посредничество таких крупных, ставших практически самостоятельными институтов, как пенсионные фонды, страховые компании, строительные общества и т.д. Договорные сбережения пенсионных фондов включали к концу 1970-х гг. до 29,6 всех частных личных сбережений.
Правительство продавало пенсионным фондам большое количество гарантированных ценных бумаг, чтобы обеспечить финансирование государственных расходов. Пенсионные фонды скупали магазины, офисы, промышленные здания у запутавшихся в долгах компаний.
К середине 1970-х гг. значительное число менеджеров, ведающих инвестициями пенсионных фондов, изменили свою политику и вместо приобретения акций начали помещать огромные суммы на депозиты в банки. Коллапс фондовой биржи в 1974 г. ярко продемонстрировал, что эти быстро выросшие финансовые институты могут стать потенциально дестабилизирующей силой в экономике. Ни в одной стране такое не могло случиться, так как в большинстве стран очень немногие компании имеют свои независимо финансируемые пенсионные программы. Кроме того, там институциональные инвестиции в акционерный капитал ограничены законом.
В 1980-е гг. пенсионные фонды вынуждены были искать другие сферы приложения своим капиталам. Отмена валютного контроля способствовала заметной их переориентации на прямые иностранные инвестиции. В начале 1980-х гг. иностранные ценные бумаги составляли 6,2 активов пенсионных фондов. Пенсионные фонды стали также одними из крупных владельцев земельных участков, сельскохозяйственных угодий, лесов. Недвижимость была привлекательна своей способностью абсорбировать большое количество наличности. Скупались и предметы искусства, антиквариат.
В конце 1970-х гг. от руководителей пенсионных фондов потребовали на правительственном уровне регулярно представлять информацию для членов пенсионных программ, четко определить обязанности доверенных лиц, их консультантов и предпринимателей в отношении пенсионных фондов, определить права членов пенсионных программ и т.п.
Тем не менее ассоциация пенсионных фондов, которая включала большинство крупнейших пенсионных программ, придерживалась мнения, что принцип саморегулирования на финансовом рынке – достаточная гарантия современным и будущим пенсионерам от злоупотреблений. В результате менеджеры, ведающие инвестициями, оказались ограждены от критики общественности, что дало им несколько преувеличенное представление о своих возможностях. Однако самостоятельные профессиональные пенсионные программы составляют небольшую часть системы пенсионного обеспечения. Большинство будущих пенсионеров зависит в гораздо большей степени от профессиональных пенсионных программ, действующих в профессиональном партнерстве с государством. Правительство Маргарет Тэтчер придавало большое значение сотрудничеству с финансовыми институтами вообще, и с пенсионными фондами в частности. Одно из действенных средств, которыми правительство могло контролировать денежную массу, – сокращение зависимости от банков в финансировании государственных расходов. Наиболее простой путь – делать займы у частных инвесторов вне банковской системы, в том числе и у пенсионных фондов и страховых компаний.
Отсутствие подотчетности зачастую приводило к случайным, необдуманным капиталовложениям. Возможности пенсионных фондов не всегда реализовывались продуктивно. Но за годы своего существования они накопили богатый опыт и стали более положительно относиться к инвестированию малого бизнеса. Тем нс менее кредитование частного бизнеса пенсионным фондом могло принести ему убытки, возмещения которых членам пенсионной программы было бы добиться нелегко, так как нет четкого правового регулирования инвестиционной деятельности фонда. Вновь организованная небольшая пенсионная программа чаще всего курируется страховой компанией, которая гарантирует выплату пенсий на согласованной основе. Инвестиции также осуществляются от ее имени. По свидетельству Национальной ассоциации пенсионных фондов, страховые компании по преимуществу имеют дело с небольшими пенсионными программами от 100 до 25 тыс. членов.
На следующей стадии роста пенсионный фонд, как правило, направляет часть своих средств в коммерческий банк, где больше возможностей для различных вариантов согласований политики инвестиций. Управление фондом может быть доверено биржевому маклеру. Такая практика распространена среди пенсионных фондов местных органов власти, которые имеют свои характерные особенности. Их деятельность ограничена законом, а инвестиции в иностранные ценные бумаги строго регламентированы. Первоначально они имели право приобретать ценные бумаги только центрального правительства и местных властей.
Лишь в 1961 г. специальным законом этим фондам было разрешено инвестировать половину своих активов в акционерный капитал частных компаний. Пенсионные фонды местных властей, как правило, невелики, и в 1970-е гг. ими был учрежден трест взаимных инвестиций местных органов власти (Local authoritiea mutual investment trust), который управлял фондами и действовал как страховая компания. К биржевым маклерам обращались более крупные пенсионные фонды местных властей.
Реорганизация системы местных органов власти в 1974– 1975 гг. привела к сокращению численности как самих властей, так и их пенсионных фондов с 400 до 98, и инвестиционный трест стал менее влиятельным в качестве посредника, за исключением инвестиций в недвижимость.
Некоторые местные власти проводили через парламент частные законы, расширяющие их инвестиционные возможности. Закон 1974 г. дал пенсионным фондам местных органов власти право инвестировать три четверти своих активов в довольно широкий круг акционерного капитала и приобретать ценные бумаги без объявленного курса (unquoted securities).
Пенсионные фонды местных властей не имели доверенных лиц, они курировались группой, которая могла включать казначея местного совета, председателя финансового комитета, крупного маклера, внешних консультантов по недвижимости, актуария (эксперта-статистика) и др.
Некоторые местные власти доверялись полностью менеджеру, будь то брокер или представитель банка. Иногда фондом управляли последовательно несколько брокеров, каждый в течение определенного промежутка времени, или представители нескольких банков, и местные власти имели возможность выбора оптимальной коммерческой экспертизы.
В частных компаниях и государственных корпорациях пенсионные фонды имели комитеты доверенных лиц. Обычно это члены правления компании или представители ее администрации и довольно часто – подкомитеты управления инвестициями. Комитеты заключали договор о передаче имущества на ответственное управление (trust deed) с профессиональным менеджером и предоставляли ему общие полномочия в инвестиционной деятельности.
Менеджер обычно встречался с членами подкомитета управления инвестициями или подкомитета доверенных лиц один раз в три-шесть месяцев и ставил их в известность о ходе дел. Тесного контакта между компанией или корпорацией и менеджером внешних инвестиций из пенсионных фондов, как это наблюдается у местных органов власти, нет. Доверенные лица небольших пенсионных фондов могут встречаться с менеджером раз в год. Он согласовывает с ними общее распределение капиталовложений между государственными ценными бумагами, обычными акциями, недвижимостью, оставляя себе достаточную свободу действий и выбора вариантов в соответствии с конъюнктурой.
Коммерческие банки чаще, чем брокеры, выбираются для управления фондами, так как не связаны с биржевыми маклерами как дилерами, имеют международные отделения и могут осуществлять инвестиции в недвижимость, что, за небольшим исключением, не делают брокеры. Банки берут на себя операции по хранению ценных бумаг и другому обслуживанию. Самые крупные управляющие пенсионными фондами – это Ротшильд (625 млн фунтов стерлингов), Лазардо (500 млн фунтов стерлингов), Уильям и Глин (330 млн фунтов стерлингов).
По данным на 1978–1979 гг., из 1725 млрд фунтов стерлингов, принадлежащих пенсионным фондам, имеющим внешних менеджеров, 65% управлялись банками, 4,2 млрд фунтов стерлингов (25%) – брокерами, остальные использовали другие варианты. На определенной стадии развития пенсионного фонда доверенные лица или правление компании могут принять решение управлять им с помощью своих собственных инвестиционных менеджеров или инвестиционных отделов, компаний. Однако чем крупнее фонд, тем выше издержки такого "домашнего" управления. Процент отчисления банкам за инвестиционную деятельность с ростом фонда, наоборот, снижается.
По данным на 1978 г., пенсионные фонды владели 16,8% всех акций, а самостоятельно контролировали – 4,6%. Примерно 67% активов пенсионных фондов управлялись надежными финансовыми институтами самостоятельно. Сложившаяся структура управления пенсионными фондами находится преимущественно под контролем крупных финансовых институтов и инвестирует, как правило, в акционерный капитал этих же институтов.
Главной целью должны стать долговременные инвестиции, которые полностью отвечают целям инвестиционной политики пенсионных фондов. Именно поэтому следует инвестировать в венчурный капитал, который имеет преимущественно долговременную перспективу и приносит достаточную прибыль инвестору.
Безработица была одной из самых острых проблем Великобритании в 1980-е гг. В период длительной экономической депрессии она затронула практически все группы населения и все регионы страны. Распространение ее не было равномерным. Особому риску потери рабочего места были подвержены лица, обладающие низкой квалификацией, и представители расовых и этнических меньшинств. Наиболее неблагополучными регионами в 1987 г. были Северная Ирландия – 85% безработных, причем 40% из них не имели работы в течение 52 нед., и Северная Англия – 15,9%. В юго- восточном регионе безработица была значительно ниже - 8,2%.
Во второй половине 1980-х гг. с началом экономического подъема и в результате ряда мер, предпринятых правительством по созданию занятости, положение улучшилось. С 1983 по 1990 г. было создано 2,8 млн новых рабочих мест. В 1990 г. по сравнению с 1986 г. численность безработных снизилась на 1,5 млн человек и составила 5,6% рабочей силы. Особенно быстрое уменьшение безработицы наблюдалось на севере Англии, в Уэльсе и Шотландии. Численность долговременно безработных в период 1986–1990 гг. упала на 779 тыс. человек, а среди молодежи в возрастной группе от 16 до 25 лет на 1 января 1987 г. – на 50%.
Однако экономический спад в начале 1990-х гг. вновь обострил проблему. В июне 1992 г. численность безработных поднялась до 2,72 млн человек, а в 1993 г., по прогнозам Национального института экономических исследований, ожидался ее рост до 3 млн человек.
Современная структура социального обеспечения безработных включает страховое пособие, выплачиваемое по единообразной ставке и назначаемое при условии уплаты взносов в национальную программу страхования в течение двух лет без перерыва (до 1980 г.), и выплаты, связанные с проверкой нуждаемости.
До 1980 г. существовал третий компонент, зависящий от размеров заработка (был введен в 1966 г.). Законом о социальном обеспечении 1980 г. 15-процентная ставка этого пособия сократилась до 10% в январе 1981 г., а с января 1982 г. эта часть пособия отменялась полностью. В 1992 г. безработный, не имеющий семьи, получал 42 фунта стерлинга 45 пенсов, супружеская пара без дополнительных источников дохода 66 фунтов стерлингов в неделю.
Помощь безработным, связанная с обследованием нуждаемости, не является отдельной программой, а составляет часть пособия по безработице. Зачастую она возмещает уменьшение страхового пособия. Так что для тех, кто получал это пособие, отмена компонента, связанного с заработком, не уменьшила общей суммы. Но возмещение происходило не всегда и не в полном объеме. Пособие рассчитывается на основе дохода семьи. Поэтому безработный может его не получить, если его жена (муж) работает полную рабочую неделю, даже в том случае, когда общий доход семьи ниже уровня, при котором назначается пособие по поддержке дохода. В 1983 г. каждый пятый не получил второго компонента, так как не был информирован о том, что оно ему положено.
С 1886 г. в национальном масштабе предлагалась помощь всем, кто находился без работы более шести месяцев. Каждый претендент на пособие должен иметь личную беседу в центре трудоустройства (Gob centre), где получает информацию об имеющихся рабочих местах и возможностях профессионального обучения. С 1988 по 1990 г. было проведено 3,9 млн таких бесед. Созданы трудовые клубы (Gob club). К 1990 г. их уже было более 1000. 250 тыс. человек получили помощь в этих организациях. В 1989 г. 54% членов клуба нашли работу.
Введены надбавки к зарплате в первые шесть месяцев после трудоустройства в 20 фунтов стерлингов в неделю при условии, что общая получаемая сумма не должна превышать 90 фунтов стерлингов. Это стимулировало долговременно безработных вернуться на рынок труда. Центры трудоустройства располагают 2,7 млн вакансий и ежегодно устраивают на работу 1,9 млн человек, 80% которых были безработными.
В последнее десятилетие в политике занятости наметился сдвиг к программам "трудового благосостояния" (work welfare). Эти программы предполагают, что каждый, кто получает пособие по безработице или другое пособие по социальному обеспечению, должен участвовать в трудовой деятельности или в профессиональном обучении. Закон о занятости и социальном обеспечении 1988 г. и закон о социальном обеспечении 1989 г. ввели значительные изменения в порядок участия безработных в программах профессиональной подготовки и назначения пособий по социальному обеспечению. С июля 1990 г. курсы переподготовки стали принудительными для тех, кто не работает более двух лет, отвергая помощь, предлагаемую в центрах трудоустройства и в беседах по программе "начать все сначала" (reatart interview).
Отказ от обучения влечет за собой потерю пособия. Эта идея заимствована у системы социального обеспечения США.
В Белой книге 1988 г., предшествовавшей составлению и осуществлению программ профессионального обучения, выделяются три особенности долговременно безработных: неадекватная квалификация, низкий уровень мотивации и ослабление пособиями рыночных стимулов. Цель программ обучения для обеспечения занятости (employment treining) – решать эти проблемы. В 1990 г. Программа объединила 32 существовавших ранее программы и первоначально планировала 600 тыс. мест для обучения в течение года.
Программы "трудового благосостояния" заметно отличаются от подхода, существовавшего после Второй мировой войны, к социальному обеспечению вообще и к помощи безработным в частности. Эти программы, называемые еще и программами "сдерживания", представляют собой объединение приоритетов труда и благосостояния. Темнее менее поиски альтернатив продолжаются.
Помощь семье в Великобритании предусматривает "семейный кредит", предназначенный работающим родителям с детьми, имеющими низкий доход. Основой для назначения "семейного кредита" является оценка чистого, после уплаты налогов, дохода женатой пары. Выплаты начисляются на каждого взрослого с дополнением на детей в зависимости от их возраста. Если чистый доход просителей превосходит определенный предел, "семейный кредит" назначается в объеме 705 фунтов стерлингов. Дети, родители которых получают "семейный кредит", не обеспечиваются бесплатным молоком в школе. Средние выплаты по "семейному кредиту" составляют более 27 фунтов стерлингов в неделю.
Помощь молодежи предусматривает гарантию места в системе профессионального обучения всем достигшим возраста 16–17 лет. Молодежь этой группы получает стипендию и пособие на жилье, если девушка или юноша живут вне дома.
Пособие по поддержке дохода и пособие на жилье 16–17-летние могут получать в период между окончанием и устройством на работу или учебу: а) в случае отсутствия родителей или опекуна; б) если взаимоотношения с домашними сложились так, что представляют собой опасность для здоровья и жизни.
В вопросах обеспечения инвалидов правительство Англии считает, что инвалиды должны по мере возможности жить самостоятельно, в своем доме или квартире. Планируются меры помощи в получении рабочего места как можно большему числу инвалидов, способных работать. В целях поддержки инвалидов организованы специальные службы в окружных центрах трудоустройства. С апреля 1992 г. открыт кредит занятости инвалидов, который помогает не только неработающим инвалидам, но и тем, кто занят на низкооплачиваемой должности.
Пособие по инвалидности – главное пособие по поддержке доходов людей, не способных работать из-за хронической тяжелой болезни или инвалидности. Оно выплачивается в тех же размерах, что и пенсия, с дополнениями на иждивенцев. Инвалидам выплачиваются также пособия, предполагающие взносы в национальную программу страхования: выплаты, зависящие от возраста, назначаются инвалидам, оформившим пенсию по инвалидности и потерявшим трудоспособность не менее чем за пять лет до наступления пенсионного возраста. Дополнительная пенсия, зависящая от заработка, предназначена тем, кому пособие по инвалидности было назначено до 6 апреля 1979 г. Средний объем выплат по этому пособию составляет свыше 9 фунтов стерлингов по данным на 1989–1990 гг.
Пособие по тяжелой инвалидности не предполагает взносов в национальную программу страхования и составляет 60% основной пенсии по инвалидности. Единообразное пособие для приобретения средств передвижения предназначено тем, кто не в состоянии передвигаться самостоятельно. В основном – инвалидам от рождения и искалеченным в раннем возрасте.
В случае травмы или болезни, связанных с производственной деятельностью, оказывается специальная, не предполагающая взносов в национальную программу страхования помощь, вне зависимости от того, работает или нет претендент на пособие.
Инвалиды – приоритетная группа населения для получения субсидий по уходу из социального фонда общины. Эти субсидии не подлежат возврату и выплачиваются инвалидам и хронически больным, чтобы помочь им утвердиться в общине или хотя бы остаться в ней, а не находиться постоянно в больнице или доме призрения.
Инвалидам с низкими доходами доступны другие виды социального обеспечения – пособия по поддержке доходов, пособия на жилье, помощь для уплаты коммунального сбора, надбавки за особо тяжелую инвалидность, на детей-инвалидов. Все эти выплаты варьируются в зависимости от возраста претендента, размеров его семьи и т.п.
Личное социальное обслуживание находится в ведении местных властей. Оно включает организацию общинной службы для ухода за инвалидами и помощь лицам, осуществляющим уход.
Помощь на дому выросла с 1980 г. на 20%, число социальных работников – на 22, численность лиц, осуществляющих уход, – на 14%. Реформа службы ухода в общине создала гибкую систему помощи. По возможности уход осуществляется па дому так, чтобы инвалиды и хронически больные могли жить полноценной независимой жизнью.
Имеется рыночный эквивалент этому виду социального обеспечения, но многие инвалиды и хронически больные не могут воспользоваться им из-за отсутствия средств.
В Англии имеется закон, регулирующий выплаты пособий по болезни. Согласно ему, предприниматель выплачивает пособие за первые 28 нед. болезни. Дополнения на иждивенцев не выплачиваются. Затраты предпринимателю возмещаются налоговыми льготами и сокращением платежей в национальную программу страхования.
Участие в профессиональных программах выплат по болезни (occupational sick hay) неодинаково в различных отраслях промышленности. Однако профессиональные программы выплат по болезни исключают работников, занятых частично, а также работающих по особого вида контрактам. Во всех обрабатывающих отраслях промышленности, особенно тяжелой и в машиностроении, охват профессиональными программами выплат по болезни значительно ниже, чем в государственном секторе и в частном секторе услуг.
Единая программа пособий на жилье введена законом о социальном обеспечении 1986 г. Пособия полагаются тем квартиросъемщикам в государственном частном секторе, которые получают выплаты по поддержке доходов. Пособие рассчитывается на основе чистых доходов, за вычетом налогов, и не выплачивается тем, у кого сумма сбережений превышает установленный законом уровень. Как правило, пособие возмещает 100% арендной платы и 80% подушного налога (до 1990 г. – налога на домохозяйство). Платежи процентов по закладным не возмещаются, но частично занятые работники могут получить компенсацию через пособие по поддержке доходов.
Местные власти также оказывают помощь бездомным посредством организации ночлежных домов. В ночлежках предоставляются бесплатно постель и завтрак. Между тем проблему бездомности можно было бы решать более успешно. Дело в том, что только по данным на 1988 г. в Англии имелось более 100 тыс. пустующих зданий, принадлежащих муниципалитетам, и около 100 тыс. бездомных семей. Приведение в порядок заброшенного жилья не только снизило бы численность бездомных семей, но и освободило бы местные власти от устройства дорогостоящих и неэффективных ночлежных домов, предоставляющих постель и завтрак.
Пособие по поддержке доходов представляет собой выплаты, введенные Законом 1986 г. взамен дополнительных доходов. Это главное пособие для тех, кто не работает или имеет низкий доход. Оно включает дополнительные выплаты на иждивенцев и одну или несколько надбавок, полагающихся определенным группам населения: семьям с детьми, с одним родителем, престарелым, больным и инвалидам. Лица, сбережения которых превышают определенный уровень, пособия не получают.
Для помощи малоимущим и неработающим в удовлетворении неотложных потребностей, которые не могут быть покрыты из еженедельного дохода: покупка мебели, посуды, оплата отопления, диетического питания и т.п., – был создан социальный фонд, заменивший систему кратковременных выплат и надбавок к пособиям. Ссуды социального фонда, как правило, безвозмездные. Этот фонд заменил отдельные программы помощи материнству, субсидии тем, кто вышел из домов престарелых и хронически больных и пытался остаться в общине (community care grant). Эти субсидии не подлежат возврату и выдаются по распоряжению главы местного социального фонда (local social fund ojjiceis). Погашению подлежат бюджетные займы (budgeting loans) и займы на случай критической ситуации (crisis loans). Они также выдаются по усмотрению местных служащих фонда, которые оценивают, кто имеет первоочередное право на ограниченные ресурсы местного бюджета. Эти займы погашаются удержанием из недельных пособий по 15%. Максимальный срок погашения – 78 пед.
Отличительная черта социального фонда в том, что многие его выплаты осуществляются не автоматически, а переданы на усмотрение местных служащих. Правительство предполагает, что это увеличивает гибкость системы и дает возможность более эффективно распределять ресурсы.
Поводя итоги, следует отметить, что система социального обеспечения в Великобритании, сложившаяся к началу 1990-х гг. в результате радикальных изменений, осуществленных во второй половине 1980-х гг., обладает большей гибкостью, менее сложна в управлении. Общее оздоровление экономики страны позволило увеличить ее бюджет. И, самое главное, приоритетным направлением стало использование средств в интересах наиболее нуждающихся – инвалидов, престарелых, семей с одним родителем и многодетных. Важная ее особенность – стремление вернуть к производительному труду возможно большее число лиц, основным источником доходов которых являются социальные пособия.