Заявление коммерческой или иной организации как повод к уголовному преследованию

Принцип диспозитивности уголовного преследования нашел свое отражение и в ст. 23 УПК. Она предусматривает возможность осуществления уголовного преследования по заявлению руководителя коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, или с его согласия в том случае, если преступление, предусмотренное гл. 23 УК "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях", причинило вред интересам исключительно такой организации и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства.

По своему содержанию данная норма сходна с ч. 3 ст. 20 УПК, регламентирующей порядок привлечения к уголовному преследованию по делам частно-публичного обвинения. По существу привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации представляет собой специфическую разновидность частно-публичного порядка уголовного преследования, поскольку возбуждение уголовного дела зависит от волеизъявления лица, пострадавшего от преступных действий, производство по таким делам осуществляется в общем порядке, и подобные дела прекращению в случае примирения сторон не подлежат. Однако уголовное преследование, осуществляемое в порядке ст. 23 УПК, отличается от общего порядка частно-публичного обвинения по ряду признаков.

Во-первых, основанием для привлечения к уголовному преследованию в соответствии со ст. 23 УПК выступает наличие определенных условий, отсутствие которых означает необходимость применения публичного порядка уголовного преследования. В качестве таких условий выступает причинение преступлением вреда интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и отсутствие причинения вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства.

Во-вторых, поводом для привлечения к уголовному преследованию в соответствии со ст. 23 УПК является выраженная воля лишь юридического, но не физического лица, причем речь идет о строго определенных видах юридического лица-коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием.

В-третьих, волеизъявление юридического лица о привлечении лица к уголовному преследованию может выражаться не только заявлением его руководителя (аналогично заявлению потерпевшего о возбуждении уголовного дела в порядке частно-публичного обвинения), но также и согласием последнего на возбуждение уголовного дела компетентными государственными органами.

В-четвертых, привлечение к уголовному преследованию в порядке ст. 23 УПК отличается от частно-публичного обвинения различным кругом дел о преступлениях, предусмотренных УК.

В-пятых, в отличие от дел частно-публичного обвинения, которые в исключительных случаях могут быть возбуждены прокурором и при отсутствии заявления потерпевшего, в том числе и при отсутствии выраженной воли потерпевшего (если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами), привлечение к уголовному преследованию в порядке ст. 23 УПК возможно лишь при наличии выраженной воли руководителя соответствующей организации.

В порядке ст. 23 УПК могут возбуждаться уголовные дела о преступлениях, предусмотренных гл. 23 УК. К числу таких преступлений относятся злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК), превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника (ст. 203 УК), коммерческий подкуп (ст. 204 УК), если деяния, предусмотренные данными статьями, причинили вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и не причинили вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства. Расширение диспозитивности уголовного преследования за счет вышеуказанных категорий дел при соблюдении предусмотренных законом условий подчинено задаче минимизации вмешательства государства в экономическую и общественную деятельность, предполагающей самостоятельность предприятий, учреждений, организаций в выборе средств и методов защиты собственных прав и законных интересов (включающих в себя в том числе и методы уголовно-правового характера).

Потерпевшей по таким делам в соответствии с ч. 1 ст. 42 УПК, предусматривающей возможность признания потерпевшим по уголовному делу как физического, так и юридического лица, должна быть признана коммерческая или иная организация, не являющаяся государственным или муниципальным предприятием, имуществу и деловой репутации которой преступлением причинен вред. Производство по уголовным делам, возбуждаемым в соответствии со ст. 23 УПК, осуществляется в общем порядке. Такие дела в случае примирения потерпевшего с обвиняемым прекращению не подлежат. Однако в соответствии со ст. 25 УПК суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления руководителя коммерческой или иной организации, признанной потерпевшей, или иного лица, выступающего в качестве представителя потерпевшего, прекратить уголовное дело в отношении лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.