Новая школа – международная политическая экономия, или международная экономика
В 1970–1980-х гг. начато формироваться новое направление в науке – международная политическая экономия, или международная экономика. Это отчасти было вызвано теми же причинами, которые способствовали доминированию либертаризма, т.е. ростом экономических проблем США и Западной Европы. Резко ослабла инвестиционная активность крупных фирм в самых развитых странах, капитализм как экономическая система оказался неспособным решать новые задачи, в том числе те, которые были поставлены начинающимся этапом новой технологической революции: рост безработицы, разрушение Бреттон-Вудской валютной системы в 1971 г. и т.д.
Новая международная политическая экономия исходила из двух принципиально новых задач: во-первых, ликвидировать "разрыв" в деятельности государственного аппарата между собственно традиционной политической деятельностью и выявившейся необходимостью расширения экономической сферы государства как единого целого; во-вторых, обосновать "экономизацию" политической деятельности государства в области международных отношений. Таким образом, речь шла о новом возрастании функций, но не во внутренней политике, а в области международных экономических отношений. При этом с самого своего зарождения новая школа опиралась на некоторые предшествующие традиции. Так, американские исследователи Дж. Фридмен, Д. Лайк и Р. Гил пин ссылаются на три течения международной политической экономии: реализм, либерализм и марксизм (неомарксизм).
Экономический реализм. Это общее направление экономической мысли, сочетающее школы меркантилизма и национализма с явным доминированием политического фактора над экономическим в международных отношениях. Экономический реализм подчеркивает необходимость использования военно-политической силы в конфликтных ситуациях или отстаивании "гегемонистской позиции" для целей укрепления экономических позиций доминирующей державы. На этой базе сформировался современный неореализм как влиятельная школа международных политических отношений. "Реализм" как разновидность экономического течения развивается параллельно либертарианству и как бы выполняет роль "резервной", или "параллельной", идеологии в общем русле фридменовского либертаризма.
Неореализм. Возникновение школы неореализма в науке о международных отношениях, как отмечает профессор П. А. Цыганков, связывают с публикацией книги Кеннета Уолца "Теория международной политики" (1979). Представители школы неореализма ставили задачу сохранить преимущества классической теории с учетом новых международных условий. При этом такие центральные понятия политического реализма, как "сила", "национальный интерес", "рациональное поведение" и пр., остаются важнейшим средством анализа международных отношений. В то же время неореализм исходит из необходимости выделения политической сферы из других сфер международных отношений (в частности, экономических), что позволяет сосредоточиться на изучении присущих ей особенностей и поиске закономерностей. Заметим, что в условиях необратимого процесса "экономизации" международных (политических) отношений такое "выведение" экономики из политики явно обедняет предмет и объект исследования.
Ведущим принципом международной системы по Уолцу является анархия международных отношений, которая не меняется на протяжении тысячелетий. Поэтому нет оснований полагать, что качество анархичности будет утеряно в будущем и все проекты реформирования международной системы, которые покоятся на либеральноидеалистических представлениях, по Уолцу обречены на неудачу. Далее: структурные свойства международной системы на деле почти нс связаны с деятельностью малых и средних государств, а являются результатом взаимодействия между великими державами. Следовательно, только последним свойственно "естественное состояние" международных отношений. Другие государства находятся как бы в фарватере международной политики, творцами которой выступают великие державы. Эта идея неореалистов покоится на принципе неизменности доминирующей роли государств в международных отношениях. Уолц, например, утверждает, что взаимозависимость стран, когда нивелируется роль отдельных государств, это всего лишь плод эмоционального восприятия меняющихся международных условий; она существует всего лишь па микроуровне, что проявляется, в частности, в усилении позиций ТНК в мировой экономике, но взаимозависимость не оказывает существенного воздействия на роль государства. Более того, концентрация власти в руках узкого круга великих держав свидетельствует о том, что взаимозависимость скорее уменьшилась. Это положение хорошо иллюстрируется на примере Европы, которая в XVII–XIX вв. была более взаимозависимой, чем в наше время. Исходные посылки неореализма, покоящиеся на идее сильного государства, несмотря на некоторые очевидные слабости (положение о вечности и неизменности "естественного состояния", баланс сил как способ стабилизации международной системы, игнорирование роли малых и средних государств и др.), достаточно популярны во многих крупных государствах мира и составляют реальную конкуренцию школе неолиберализма в международных отношениях.
Неолиберализм. Несмотря на всю привлекательность идей неореализма для правящих кругов крупных держав, многие его положения выглядят достаточно архаичными. Глобальная межсистемная ("холодная") война между двумя политико-экономическими системами осталась в прошлом. Хотя общие политические тенденции складываются таким образом, что борьба с международным терроризмом, возможно, станет полноценным фактором, заменив в качестве противника былую коммунистическую систему, тем не менее современные условия требуют иных теоретических подходов к анализу международных политических и экономических отношений. Одним из таких направлений теории международных отношений является неолиберализм, который стал наиболее востребованной политико-экономической школой после распада системы мирового социализма. Современный неолиберализм качественно отличается от классического либерализма как одного из течений классической политической и экономической школы прошлых эпох; он верно охарактеризован Самуэльсоном как либертаризм – радикальная идеология правых деловых и политических сил США и других развитых стран. Перечислим основные постулаты этого течения.
Во-первых, государство – это не единственный и не главный агент на международной политической и экономической сцене и, более того, не всякое государство вообще может быть таким агентом. Здесь действуют мощные ТНК, ТНБ, различные неправительственные объединения, профессиональные ассоциации, криминальные и террористические группы. Любой из участников международных отношений может внести в них существенные изменения, заставить государства предпринимать какие-то непредусмотренные действия.
Во-вторых, система международных отношений находится под угрозой утраты рычагов регулирования. Возросшие возможности общения людей после падения мирового коммунизма, состояние стресса, сопровождающее распад государств, войны и вооруженные конфликты, в том числе этнические, перемещения больших масс людей, международная преступность и терроризм, усиливающие нестабильность, бедность, голод и нищету огромной части населения, – все эти продукты глобализации являются свидетельством грядущей глобальной нестабильности или даже анархии. Для решения этих проблем и угроз предлагается известная концепция "кооперативной безопасности" – т.е. путь укрепления международного сотрудничества под эгидой единственной супердержавы.
В-третьих, неолиберализм усиливает традицию рассматривать внутригосударственные отношения как вторичные по сравнению с мировым социумом – с одной стороны, и отдельным индивидуумом – с другой стороны. Поэтому и глобальному социуму, и отдельному индивиду отдается приоритет при принятии решений в области международ- ных отношений. Соответственно, проблема суверенитета стран как бы "растворяется". На этой базе развивается концепция "либеральной демократии и прав человека", которые выдвигаются в качестве основных моральных критериев оценки политики государств, причем любое государство должно соответствовать этим критериям. Отметим, что именно согласно этим "критериями" в экономическую политику России в 1990-е гг. были введены конструкции Вашингтонского консенсуса на базе либертарианских идей Милтона Фридмена. В соответствии с ними тогда и России, и многим другим странам, в том числе развивающимся, была навязана такая политика экономических реформ, которая фактически привела к их деиндустриализации.
Ущерб, понесенный Россией, вполне сравним с ущербом в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. В результате наша страна лаже на сегодня едва ли достигла уровня жизни народа середины 1980-х гг., а социальное расслоение общества находится на критическом уровне.
В-четвертых, неолиберализм, как, впрочем, и неореализм, одной из главных задач, стоящих перед мировым сообществом, считает обеспечение безопасности. При этом его сторонники исходят из того принципиального положения, что безопасность может быть достигнута только через всемерное распространение демократии и объединение демократических государств. Но в группу "демократических государств" включены лишь 30–35 стран из более чем 200, являющихся членами ООН. Что делать с остальными 170 странами? Ответа нет.
Критика неолиберализма в его радикальной либертарианской разновидности базируется на анализе реальных противоречий, порождаемых международной экономической политикой, основанной на этой доктрине: росте неравенства государств и народов, нарушении мирового экономического равновесия, нестабильности мировой финансовой системы, обострении социальных проблем стран, утрате государством своих органических функций и т.д.
Неомарксизм. Неомарксизмом называют различные учения: от догматических взглядов до критических по отношению к некоторым важным марксистским положениям, но в целом объясняющих современную экономическую ситуацию в мире с общих марксистских позиций. Последователи неомарксизма стремятся усовершенствовать как сам марксистский аналитический аппарат, так и подходы к анализу общественно-экономических процессов. Реанимация марксистского анализа в 1960–1970-е гг. в Западной Европе произошла благодаря частичной интеграции марксистской теории в основное течение современной экономической теории. Многие марксисты признают значение современных экономических теорий совокупного спроса. Модернизация марксистской экономической теории такими выдающимися марксистами, как П. Баран и П. Суизи, произведенная путем включения в нее элементов кейнсианской теории и реальных изменений, произошедших в капиталистической системе за последние годы, стала причиной возросшего признания вклада Маркса в экономическую науку. Критический анализ неоклассической теории, осуществленный итальянским экономистом П. Сраффой и представителями кембриджской школы, также оказал влияние на пересмотр марксистской теории, трудовой теории стоимости и проблемы трансформации. Общей задачей экономистов марксистской школы остается анализ долгосрочного развития капиталистической экономической системы, при котором особое внимание уделяется роли накопления капитала, распределению экономического прибавочного продукта и взаимодействию общественных классов.
В настоящее время неомарксистские взгляды широко распространены в университетских кругах стран Латинской Америки, в Китае и России. Неомарксизм в странах Западной Европы получил сильный импульс в ходе глобального кризиса 2008–2010 гг., когда капитализм крупных корпораций оказался сильнейшим образом дискредитирован.