Новая кейнсианская макроэкономическая модель
Согласно мнению К. Уолша, "на сегодняшний день стандартный подход к анализу монетарной политики базируется на включении концепции жесткости цен и номинальной заработной платы в модель динамического стохастического общего равновесия (ДСОР), которая основывается на оптимизации поведения всех экономических агентов".
Теоретический экскурс
"Жесткость цен на рынке несовершенной конкуренции". При несбалансированности гипотетических планов агентов рынка вместо ценового может происходить количественное приспособление спроса и предложения. На рынках несовершенной конкуренции, которые преобладают в современной экономике, жесткость цен может быть результатом того, что кривая спроса на продукцию имеет вид ломаной линии: производитель ожидает, что в ответ на его снижение цены конкуренты ответят тем же и его объем продаж практически не изменится, а на его повышение цены конкуренты не прореагируют и он потеряет часть рынка. В качестве одной из причин негибкости цен на рынках несовершенной конкуренции выступают "издержки меню", под которыми подразумевают денежные и неденежные издержки, связанные с изменением цены. Издержки меню могут сопровождаться внешним макроэкономическим эффектом, тогда микро- и макроэкономические оптимумы не совпадают.
Данная модель получила название новой кейнсианской макроэкономической модели, поскольку, как и в ранних кейнсианских моделях, определяющее воздействие на ВВП в краткосрочном периоде в ней оказывает совокупный спрос, а колебания ВВП могут быть сглажены контрциклической монетарной и фискальной политикой. Предложено и иное название данной модели — новый неоклассический синтез, подчеркивающее тесное переплетение кейнсианской и неоклассической экономической теории.
Новая кейнсианская модель — это модель ДСОР, в которой все экономические агенты ведут себя оптимально, а допущения относительно внешней среды включают ценовые жесткости (sticky prices) в трактовке Кальво[1] и монополистическую конкуренцию на товарных рынках в трактовке Стиглица. Результатом анализа является целевая функция, которая представляет собой функцию потерь, одним из ключевых параметров которой является инфляция. Новая кейнсианская теория утверждает, что в условиях жестких цен, когда фирмы одновременно не пересматривают цены, инфляция выражается в неэффективном расхождение относительных цен среди отдельных производителей. В результате этого уменьшается значение функции полезности как для потребителей, так и для производителей продукции, что увеличивает отклонение фактического ВВП от оптимума.
Минимизировать подобное отклонение фактического ВВП способна лишь политика нулевой инфляции. Поэтому ключевым выводом для монетарной политики из новой кейнсианской модели стало утверждение ценовой стабильности как оптимальной конечной цели режима денежно-кредитной политики. Подобный вывод входит в противоречие с монетаристским представлением о том, что оптимальной для экономики является такая дефляция, при которой номинальные процентные ставки равны нулю. Это противоречие, по мнению К. Уолша[2], вызвано тем, что новая кейнсианская модель элиминирует влияние денежного предложение на экономический рост, однако сам Уолш доказывает, что влияние данного фактора является крайне незначительным.
Новая кейнсианская модель описывает и трансмиссионный механизм современного денежно-кредитного регулирования. Напомним, что согласно традиционным монетаристским представлениям воздействие денежных властей на целевые показатели осуществляется посредством канала денежного предложения с использованием в первую очередь таких инструментов, как обязательные резервные требования. Из этого механизма трансмиссии вытекает знаменитое денежное правило Фридмена. Новая кейнсианская модель считает основой трансмиссионного механизма канал реальных процентных ставок. До тех пор, пока путем изменения номинальных процентных ставок денежные власти способны оказывать воздействие на реальные процентные ставки, монетарное регулирование может оказывать воздействие на экономический рост (изменение реальных процентных ставок влияет на склонность к потреблению, а следовательно, на совокупный спрос). Элементы старой монетаристской концепции лежат в основе одного из современных режимов монетарного регулирования — денежного таргетирования. Новая кейнсианская концепция очевидным образом лежит в основе инфляционного таргетирования, но также и в основе денежного и валютного таргетирования, так как все они в качестве конечной цели утверждают ценовую стабильность.
Таким образом, в основе современных режимов монетарного регулирования лежат фундаментальные разработки в области макроэкономики последних 50 лет. Исходя из них, режим монетарного регулирования должен включать конечные и промежуточные цели, инструменты монетарного регулирования, объединенные в единую систему посредством трансмиссионного механизма. Конечной целью современного режима монетарного регулирования является достижение ценовой стабильности, которая позволяет приблизить фактический ВВП к потенциальному и максимизирует функцию полезности для каждого экономического агента, уменьшая информационную неопределенность. При этом, как будет показано далее, приоритет ценовой стабильности и инфляционное таргетирование — это не синонимы. В действительности, приоритет ценовой стабильности лежит в основе всех современных режимов монетарного регулирования.
В работе 1997 г. "Inflation Targeting: A New Framework for Monetary Policy?" Ф. Мишкин и Б. Бернанке дают обобщенную характеристику политики центрального банка под названием "таргетирование инфляции", которая подразумевает, что низкая и стабильная инфляция является приоритетной целью монетарной политики. Важной особенностью данного режима является развитие процесса обратной связи центрального банка с экономическими агентами по поводу планируемой монетарной политики, ее целей, а также рост ответственности центрального банка за достижение выбранных целей.