Новая экономика, формы ее проявления
В 1990-х гг. экономика развитых стран вышла на новый этап своего развития. Появление единого информационного пространства, нарастание интеграционных тенденций привели к формированию новой экономики, глобальной по своим масштабам.
Новая экономика – это экономика, в которой основным капиталом становится интеллектуальный капитал, т.е. она базируется не на экстенсивном потреблении исчерпаемых природных ресурсов, а на знаниях.
Это объясняется тем, что обработка информации становится более прибыльной и эффективной по сравнению с использованием материальных ресурсов. Экономика становится все более интеллектуальной и все менее материальной.
В новой экономике выделяют несколько измерений, в первую очередь, информационное и инновационное. Приоритетными характеристиками новой экономической среды становятся – превращение инноваций в стратегический ресурс предприятий и возросшее значение инновационных подходов к разработке программ развития для закрепления на международных рынках.
Основным фактором появления новой экономики послужило изменение роли информации в мире. Общество переориентировалось с материальных ресурсов на информационные, с массового производства и потребления товаров на индивидуальную реализацию интересов, ожиданий и потребностей через потребление персонализированных информационных продуктов.
Информация и знания – ключевой объект управления в новой экономике, поэтому лидерами становятся компании, которые более быстро и качественно работают с информацией. Таким образом, конкурентное преимущество обеспечивается наличием уникальных товаров (технологий, идей, моделей организации деловых процессов) и временем (в частности, сколько проходит от появления идеи до внедрения товара на рынок).
В новой экономике фундаментально меняется понимание многих идей, связанных с бизнесом, в том числе понимание сущности конкуренции, ее условий и характера под влиянием новых технологий и других атрибутов новой экономики.
Прежде всего, усложняется конкурентная среда. Это объясняется тем, что изменяется роль информационных технологий в бизнесе: в 1950–1960-е гг. информационные технологии играли только вспомогательную роль посредника в обслуживании бизнеса, выполняя, как правило, операционные функции. На рубеже XX и XXI вв. появился класс информационных систем ВРМ – управление эффективностью бизнеса (комплекс программных средств и одновременно концепция управления), которые позволяют решать сложные аналитические и стратегические задачи, стоящие перед компаниями.
В современной среде меняется влияние информационных технологий на структуры бизнеса: раньше стратегия информационных технологий подгонялась под структуры бизнеса, теперь возможности новых технологий должны не только учитываться, но и становиться определяющими при формировании стратегии бизнеса.
В последнее время появились новые отрасли бизнеса, связанные исключительно с поставкой и обработкой информации (прежде всего, в ее электронном виде). Бизнес-практика показывает динамично растущие цены при первоначальном размещении акций интернетовских компаний, которые совсем недавно были новичкам, например Amazon.com, Yahoo.
Многие из них располагают только нематериальными активами, производят нематериальные продукты и распространяют их электронным способом в Интернете. В соответствии с традиционным для индустриальной стадии экономическим мышлением информация воспринималась либо как вид деятельности, предназначенный для поддержания операций, либо как необходимые учет и документирование для поддержки бизнеса. В условиях новой экономики затраты на информацию больше не рассматриваются как издержки. Информация становится важнейшим ресурсом компании, значительно возросшим в объеме и более легко управляемым.
Инновационная экономика – это необходимый элемент новой экономики, это такая экономическая система, в которой ключевым фактором роста, развития становятся инновации. Инновационная деятельность становится не столько фактором получения дополнительной прибыли, сколько условием выживания компании на рынке.
Активизация инновационной деятельности в новой экономике проявляется в форме роста затрат на НИОКР. Ведущие транснациональные компании (ТНК) мира конкурентоспособность своей продукции стремятся обеспечить за счет применения новых информационных технологий и новых патентов, что способствует стратегической конкурентоспособности. На новые информационные технологии ведущие ТНК тратят до 20% выручки (4 млрд долл.).
Важнейшая характеристика новой экономики – глобализация.
Глобализация – это процесс усиления взаимозависимости между национальными экономиками на новом технико-технологическом, транспортно-коммуникационном и информационном базисе.
Глобализация характеризуется высокой мобильностью международного финансового капитала, трансграничной миграцией трудовых ресурсов, интернационализацией науки и возможностью внедрения национальных достижений НИОКР за пределами страны.
Производство все более приобретает транснациональный характер. К субъектам международного производства относятся, прежде всего, ТНК, международные финансовые институты и региональные объединения. В таких условиях понятие "национальный продукт" в значительной степени начинает утрачивать свой первоначальный смысл, поскольку данный продукт становится результатом интеграции факторов транснационального производства. На долю ТНК приходится 25% мирового валового национального продукта (ВНП). Усиливается глобальный характер экономических процессов, когда взаимодействие между субъектами хозяйствования опосредуется широкими сетевыми связями в мировой экономике.
При конструировании международных производственных цепочек по созданию стоимости страны – технологические лидеры оставляют за собой участки с наибольшей величиной добавленной стоимости – НИОКР, реклама, создание бренда, тогда как в отсталых странах с низкой ценой трудовых и материальных ресурсов размещается непосредственно производственный процесс, и на долю таких стран приходится значительно меньшая величина добавленной стоимости. Такая территориальная структура международной цепочки создания стоимости позволяет странам-лидерам не только присваивать бо́льшую часть созданной стоимости, но и осуществлять стратегический контроль за всей цепочкой
Все эти обстоятельства оказывают противоречивое влияние на развитие национальной экономики: с одной стороны, появляются дополнительные возможности, с другой стороны, есть угроза, что российская экономика может стать объектом транснационального управления, а это, в свою очередь, ограничит возможности ее модернизации.
В настоящее время в нашей стране новые возможности глобальной экономики фактически не используются в интересах повышения конкурентоспособности и экономического роста. Отечественная промышленность практически не осуществляет диверсификацию и модернизацию производства за счет функционирования рынка международного финансового капитала. Потоки международной миграции рабочей силы направлены не в интересах России. Из страны уезжают высококвалифицированные специалисты, ученые, а пополняет дефицит неквалифицированная рабочая сила из стран Средней Азии, КНР и Вьетнама.
Интернационализация науки тоже в основном идет не в пользу России. Так, многие объекты промышленной собственности, созданные в России, коммерциализуются за рубежом из-за недостатков российской системы патентования и охраны интеллектуальной собственности.
Положительным является передача западного опыта управления в результате привлечения на работу в Россию топ-менеджеров из-за рубежа. Как показывает успешная практика новых индустриальных стран, эффективной оказывается подготовка специалистов в технопарковых структурах развитых стран, куда направляют на стажировку своих специалистов КНР, Республика Корея, Казахстан и другие государства.