Нормы международного транспортного права
Поскольку международное транспортное право включает три системы правовых норм – международного публичного, международного частного и международного административного характера, рассмотрим особенности каждой системы.
Нормами международного публичного характера являются правила поведения, которые признаются государствами и другими субъектами международного публичного права как обязательные для них. Они устанавливают права и обязанности субъектов международных публичных отношений. Следовательно, участники этих отношений достаточно точно ориентированы в вопросах своего возможного и должного поведения.
Упорядочивая поведение субъектов международных публичных отношений, нормы выполняют регулятивную функцию в их взаимоотношениях.
Для ряда норм международного публичного права специфическим является то обстоятельство, что в силу их важности и значимости в международно-правовом регулировании они называются принципами. Среди таких норм-принципов, имеющих непосредственное отношение к международному транспортному праву, можно выделить принципы суверенного равенства, суверенитета субъектов, соблюдения международных обязательств.
Так, исходным началом правового режима международных воздушных перевозок является признание суверенитета государства в отношении воздушного пространства над его территорией. Именно это положение как принцип нашло закрепление в норме, сформулированной в ст. 1 Чикагской конвенции 1944 г. В Конвенции отражены важные положения о паритете прав в использовании для полетов воздушных пространств субъектов, а также об обязательности закрепленных в ней положений.
Нормы международного публичного права, в том числе входящие в состав международного транспортного права, в зависимости от круга участников, подразделяются на универсальные и партикулярные. Первые распространяют свое действие на всех субъектов международного публичного права. Вторые касаются ограниченного числа участников, поэтому они еще именуются локальными нормами. Эти нормы могут регулировать отношения между двумя или несколькими государствами. В качестве примера можно сослаться на следующие международные нормативные источники, содержащие подобные нормы: Меморандум о сотрудничестве государств – участников СНГ в области международных транспортных коридоров от 18.09.2003, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 22.02.1995, Соглашение о принципах формирования транспортного пространства и взаимодействия государств – участников Содружества Независимых Государств в области транспортной политики от 09.10.1997. Российской Федерацией заключен ряд двусторонних соглашений о воздушном сообщении, морском судоходстве, торговом судоходстве.
По методу правового регулирования нормы международного публичного права делятся на диспозитивные и императивные. Эта классификация распространяется и на публично-правовые нормы международного транспортного права.
Диспозитивная норма международного публичного права дает возможность субъектам международного публичного права самим определять поведение, взаимные права и обязанности в транспортных правоотношениях в зависимости от конкретных обстоятельств.
В отличие от диспозитивной императивная норма международного публичного права устанавливает определенные правила поведения субъектов международного публичного права, которые должны строго следовать этим правилам. Субъекты не могут изменять права и обязанности, закрепленные в императивной норме, корректировать их объем и ОГЛАВЛЕНИЕ.
Обособленный комплекс норм международного транспортного права представлен системой правовых норм международного частноправового характера. Принципиальная особенность данного комплекса заключается в том, что составляющие его нормы, с одной стороны, обладают общими чертами, признаками, а с другой – имеют существенные различия. Главное, что их объединяет, – это регулирование однородных и взаимосвязанных общественных частноправовых отношений, которые возникают при перевозках, осуществляемых с пересечением государственной границы.
Различия же между указанными нормами лежат в плоскости способов, приемов регулирования ими международных частноправовых транспортных отношений. Именно в соответствии с характером этих приемов и способов нормы международного транспортного нрава, как и в целом нормы международного частного права, могут быть классифицированы на коллизионные нормы и унифицированные материальные частноправовые нормы.
Коллизионные нормы международного транспортного права – это правила, посредством которых преодолевают коллизионные проблемы, связанные с международными перевозками, путем выбора определенной системы права. Именно с помощью коллизионных норм осуществляется решение коллизионных проблем в конкретных ситуациях посредством выбора соответствующих национальных правовых систем. В коллизионной норме определяется, право какого государства следует применить к частноправовому отношению, связанному с международной перевозкой. Особенность этой нормы состоит в том, что она не содержит конкретных прав и обязанностей субъектов правоотношений, складывающихся при осуществлении международной перевозки, а фиксирует положение о том, какой национальной правовой системой следует руководствоваться для их определения.
Иллюстрацией применения коллизионных норм международного транспортного права может служить Конвенция по облегчению международного морского судоходства от 09.04.1965, в которой этот вопрос решается достаточно радикально путем закрепления положения о том, что все вопросы, которые не регламентированы данной Конвенцией, остаются предметом законодательства договаривающихся сторон (п. 3 ст. V).
В других международных транспортных источниках содержатся коллизионные нормы, регламентирующие отдельные права и обязанности сторон договора перевозки. Если речь идет о международных перевозках пассажиров, то чаще всего они касаются прав и обязанностей сторон относительно размера ущерба, причиненного в связи со смертью, телесными повреждениями или нанесением любого другого вреда физическому или психическому здоровью пассажира, а также группе лиц, имеющих право на возмещение ущерба (ст. 6 КППВ); оснований освобождения перевозчика от ответственности (ст. 6 Афинской конвенции 1974 г., ст. 21 Варшавской конвенции 1929 г.); сроков исковой давности и порядка их исчисления (ст. 35 Монреальской конвенции 1999 г.) и некоторых других.
Поскольку коллизионная норма не закрепляет конкретные права и обязанности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, а определяет, право какого государства должно быть применено к конкретному транспортному частноправовому отношению, осложненному иностранным элементом, она, как отсылочная, применяется вместе с той транспортной частноправовой нормой, к которой отсылает.
Это обстоятельство не могло не сказаться на особенности структуры коллизионной нормы. Как указывается в юридической литературе, она состоит их двух элементов, отличающихся от структурных частей обычных норм права. Такими элементами являются объем и привязка. Объем – это элемент коллизионной нормы, указывающий на ОГЛАВЛЕНИЕ гражданского правоотношения, имеющего международный характер, для регулирования которого необходимо выбрать применимое право. Привязка – это элемент коллизионной нормы, формулирующий принцип выбора "компетентного нрава".
В целом же коллизионные нормы являются важной частью международного транспортного права, поэтому будут подробно рассмотрены в следующем параграфе.
Унифицированные материальные частноправовые нормы международного транспортного права – это правила, которые решают коллизионные проблемы, связанные с международными перевозками, путем устранения причин возникновения коллизии права.
Унифицированные материальные частноправовые нормы международного транспортного права отличаются от коллизионных в первую очередь тем, что решают коллизионные проблемы путем устранения причин возникновения коллизии права. Осуществляется это за счет непосредственного установления правил поведения субъектов частноправовых отношений в международных перевозках. Другими словами, рассматриваемые унифицированные частноправовые нормы имеют прямое действие – они регулируют отношения, возникающие при международных перевозках непосредственно, минуя коллизионную стадию. В основном унифицированные частноправовые нормы международного транспортного права содержатся в международных транспортных конвенциях и соглашениях.
В качестве примеров таких международных договоров можно привести СМГС, в котором права и обязанности перевозчика и грузоотправителя закреплены в разделах "Выполнение договора перевозки" и "Изменение договора перевозки", а также в отдельных статьях (3, 9, 10,12 и др.); Соглашение между Дунайскими пароходствами Болгарии, Венгрии, Румынии, СССР и Чехословакии об общих условиях перевозок грузов от 26.09.1956, содержащее разд. VIII "Обязанности перевозчика и грузоотправителя", Конвенцию о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа от 09.10.1997) и неотъемлемую ее часть – Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств – участников Содружества Независимых Государств, включающие разд. III "Обязанности и права пассажиров" и разд. IV "Обязанности и права перевозчика" и некоторые другие международные договоры.
Нормам международного административного характера, входящим в систему норм международного транспортного права, присущ ряд специфических черт, в том числе таких, как обеспечение публичных интересов, одностороннее властное воздействие на субъектов права, принудительность.
В зависимости от конкретного юридического содержания данные нормы делятся на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие, или дозволительные. Обязывающие нормы международного административного характера, входящие в систему норм международного транспортного права, предписывают участникам международных транспортных отношений действовать определенным обратом в конкретных ситуациях. Такие нормы превалируют, в частности, в Конвенции о дорожном движении от 08.11.1968 и касаются в первую очередь водителей. Это, например, требования к ним выполнять любые указания лиц, уполномоченных регулировать дорожное движение, соблюдать предписания дорожных знаков и сигналов, вести себя таким образом, чтобы не создавать опасности или препятствий для движения, не подвергать опасности людей, не причинять ущерба государственному, общественному или частному имуществу (ст. 5–7 указанной Конвенции). В качестве другого примера можно сослаться на ст. 19 Конвенции МДП, которая возлагает на перевозчика обязанность предъявлять грузы и дорожное транспортное средство в таможне места отправления вместе с книжкой МДП. Конвенция содержит систему норм обязывающего характера применительно к деятельности таможенных органов. Например, она возлагает на них обязанности принимать необходимые меры для того, чтобы удостовериться в точности грузового манифеста, для наложения таможенных печатей и пломб и для контроля таможенных печатей и пломб (ст. 19), требовать, чтобы транспортное средство или контейнер следовали по предписанному маршруту (ст. 20), и др.
Запрещающие нормы международного административного характера, входящие в систему норм международного транспортного права, содержат запрет участникам международных транспортных отношений на совершение тех или иных действий в указанных обстоятельствах. Так, Конвенция о дорожных знаках и сигналах от 08.11.1968 запрещает помещение плакатов, афиш, производство разметки и установление приспособлений, которые могут быть приняты за сигнальные знаки или другие приспособления для регулирования движения либо могут уменьшать их видимость или эффективность (п. "в" ст. 4).
В качестве примера запрещающей нормы можно сослаться и на содержащийся в Конвенции МДП запрет дальнейшего следования транспортного средства, перевозящего грузы с применением книжки МДП, если в нем обнаружены серьезные неисправности (п. 19 Приложения 3).
Дозволительные нормы не содержат прямых предписаний и запретов. Дозволительные нормы административно-правового характера, входящие в систему норм международного транспортного права, – это нормы, устанавливающие правовой режим, в рамках которого действуют участники транспортных правоотношений. Они подчиняются указанному в норме правовому режиму, но имеют возможность действовать в его рамках по своему усмотрению. Примером может служить норма Конвенции МДП, согласно которой таможенные органы в промежуточных таможнях, как правило, не подвергают таможенному досмотру грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных дорожных транспортных средствах. Однако в целях предупреждения злоупотреблений они могут в исключительных случаях, в частности при наличии подозрений в нарушениях, производить досмотр грузов (ст. 5).