Норма прибыли и ее экономическая роль
Каждого предпринимателя интересует эффективность капитала для получения прибыли. Как же рассчитать такую эффективность?
Допустим, на одном предприятии за год получена прибыль на сумму 3 млн руб., а на другом – 2 млн руб. Спрашивается: какая из этих фирм работает с большей коммерческой выгодой?
Ответить на этот вопрос можно, если добавить следующие данные: на первом предприятии первоначально затраченный капитал составляет 30 млн руб., а на втором – 10 млн руб. В таком случае можно подсчитать норму прибыли (степень прироста капитала).
• Норма прибыли показывает степень возрастания капитала, который авансирован на производство товаров ради получения прибыли.
Этот показатель рассчитывается как отношение валовой прибыли к первоначально затраченным средствам, выраженное в процентах:
где Нп – норма прибыли; Пв – валовая прибыль; Дав – авансированный денежный капитал.
Используя приведенные выше числовые данные, мы установили, что норма прибыли на первом предприятии составила 10%, а на втором – 20%.
При изучении экономической роли показателя нормы прибыли студентам важно разобраться в следующей задаче.
Задача
Для чего важно знать показатель нормы прибыли?
Ответ дан в конце гл. 12.
Как увеличить норму прибыли?
Прибыльность фирм, применяющих законные способы обогащения, зависит от двух видов факторов:
а) внутрипроизводственных;
б) рыночных.
Начнем с анализа внутрипроизводственных факторов (рис. 12.3).
Рис. 12.3. Производственные факторы, определяющие величину нормы прибыли
Величина нормы прибыли определяется главным экономическим фактором – величиной массы прибыли. Все, что умножает эту массу, прямо сказывается на степени выгодности бизнеса.
На годовую норму прибыли воздействует скорость оборота средств, затраченных на производство. Когда эта скорость возрастает, к предпринимателю быстрее возвращаются израсходованные им деньги. В таком случае при прежней величине капитала увеличиваются размеры производства, возрастает прибыль, а в итоге увеличивается выгодность бизнеса.
Повышению нормы прибыли способствует экономия затрат на средства производства. Сбережение достигается благодаря внедрению прогрессивной техники и технологии, увеличению количества рабочих смен в течение суток и др. В результате снижается себестоимость продукции и соответственно увеличивается доход фирмы.
Широко распространено утверждение, что целью бизнеса является получение максимальной прибыли. Верно ли это?
Задача
К чему может прийти бизнесмен, не знающий никаких ограничений в погоне за максимальной прибылью?
Ответ дан в конце гл. 72.
Как было сказано в начале главы, фирмы – изготовители массовой продукции сбывают ее по оптовым ценам торговым посредникам. Последние продают товары по более высоким розничным ценам. Интересно узнать, во-первых, как образуется в торговле надбавка в цене и, во-вторых, какую норму прибыли получает торговый бизнес.
Прибыль и норма прибыли торгового бизнеса
Почему и как образуется прибыль в торговле?
Образование торговой прибыли связано с особенностями и экономической ролью торгового бизнеса, действующего отдельно от промышленности капитала.
Почему произошло разделение труда между промышленными и торговыми предприятиями?
В начале развития капитализма (XV–XVI вв.) на доиндустриальной стадии производства небольшие промышленные предприятия обычно сами продавали свои товары и получали за них всю прибыль.
Именно на индустриальной стадии производства (с XVII в.) предприятия перестали реализовывать большее количество товаров на рынке. Им стало выгоднее идти на разделение производства и торговли:
а) не затрачивая деньги на организацию торговли, они увеличивали производственный капитал. Одновременно оптом (крупными партиями) сбывали свои товары торговым посредникам по меньшей оптовой цене;
б) торговцы сбывали товар на рынке по более высокой розничной цене и получали свою долю прибыли.
Торговый бизнес, используя выгоды специализации хозяйственной деятельности, сосредоточил свои усилия на продаже товаров, создавая сеть универсальных и специализированных магазинов. Это, естественно, позволяет лучше изучить потребительский спрос, качественнее и быстрее удовлетворять потребности людей.
Существование особой отрасли торговли накладывает свой отпечаток на образование в этой сфере прибыли.
Выгодность торгового бизнеса
Торговый бизнес осуществляется в соответствии с формулой
Д-Т-Д',
где Д – денежные затраты на торговую деятельность; Т – товары (закупаемые оптом и продаваемые в розницу); Д' – денежная выручка (сумма продаж) от реализации товаров по розничным ценам.
По данной формуле мы можем составить первоначальное представление о прибыли в торговом бизнесе.
Торговая прибыль (Пт) – разница между суммой продаж и первоначально авансированной на торговое дело суммой:
ПТ = Д-Д.
Отсюда легко представить норму торговой прибыли.
Норма прибыли торгового капитала – это отношение торговой прибыли к авансированному торговому капиталу, выраженное в процентах.
Теперь детально проанализируем торговую прибыль, чтобы лучше представить себе то, от каких факторов зависит ее величина. Начнем с выяснения первоначальных затрат денег на торговый бизнес. Эти затраты складываются из двух основных элементов:
• расходов на закупку товаров по оптовым ценам (Цо);
• торговых издержек (Ит) (затрат по организации торгового предприятия).
Следовательно, величина авансированного торгового капитала (Д) будет представлять собой сумму затрат на покупку всех товаров (Т) по их оптовым ценам (Цо) и торговых издержек (Ит):
Д = Т×Цо+ Ит.
Вполне очевидно, что масса (абсолютная величина) торговой прибыли зависит:
а) от количества реализованных продуктов;
б) уровня оптовых и розничных цен, соотношения между ними;
в) издержек торговли.
Понятно, что величина нормы торговой прибыли определяется этими же факторами.
Не все указанные величины подконтрольны торговому бизнесу. От его деятельности в большей мере зависят издержки торговли.
Анализ торговых издержек показывает, что когда увеличивается объем товарооборота, то в расчете на один продукт прямые (переменные) расходы не меняются, а косвенные (постоянные) затраты сокращаются. Отсюда вытекает заинтересованность бизнесменов в увеличении количества проданных благ, поскольку косвенные расходы в расчете на один продукт сокращаются, а прибыль увеличивается.
Торговая прибыль, как известно, зависит от уровня розничной цены по отношению к издержкам в расчете на один товар. Такая цена устанавливается следующим образом. К оптовой цене вещи приплюсовывается торговая надбавка (в нашей стране эта прибавляемая величина была названа "торговая накидка"). Эта надбавка (Тн) покрывает издержки и включает прибыль:
Ти = Ит + Пт.
Розничная цена, включающая надбавку, не может устанавливаться произвольно, если иметь в виду нормальные условия рыночных сделок. Важно учитывать два ограничителя при определении розничных цен:
• цену продавца, ниже которой он не может продавать товары (цена не покроет издержек и не даст нормальной прибыли);
• цену покупателя, выше которой он не будет платить за товар.
Как свидетельствует мировой опыт, нормализации экономических отношений между производством и торговлей и повышению нормы прибыли в немалой степени способствует маркетинг.
Маркетинг: кому он выгоден – продавцам или покупателям?
• Маркетинг (от лат. market – рынок) – система управления фирмой, которая приспосабливает производство к требованиям рынка для более выгодной продажи товаров.
Рассмотрим основные требования практической организации маркетинга.
Первое требование: выбирать для производства продукт, нужный покупателю, обладающий высоким качеством и конкурентоспособностью. Маркетинг нацелен на то, чтобы создать рынок покупателя, т.е. выпускать товары, которые будет согласен приобрести потенциальный покупатель.
Чтобы выполнить эти установки, фирма должна:
• изучить рыночный спрос, потребности покупателей;
• повысить качество товара: улучшить дизайн (художественное конструирование), в том числе цвет, размеры и другие признаки, учесть психологию покупателей, а также эмоциональные и рациональные мотивы покупок;
• выбрать сегмент (участок) рынка, где слабо удовлетворяется покупательский спрос и где меньше конкуренции. При этом имеется в виду выбрать определенный вид продукции, который целесообразно производить.
Второе требование маркетинга: цена товара должна покрывать производственные затраты и приносить прибыль предприятию, а также быть приемлемой для потребителя. На практике используется гибкое ценообразование. Внимание покупателя привлекают призывы "купить два предмета по цене одного", "если купить пять предметов (кусков мыла и др.), то шестой достанется бесплатно".
Третье требование: применять все способы продвижения товара до покупателя – так воздействовать на людей, чтобы они купили его. В этих целях применяются:
• предпродажное обслуживание (предоставление кредита на покупку) и послеторговый сервис (гарантийный ремонт и т.п.);
• стимулирование сбыта товаров и премирование постоянных клиентов предприятий сферы услуг (гостиниц, авиалиний, банков и т.п.);
• предоставление максимума удобств для потребителей ("шведский стол" в ресторанах, гостиницах);
• профессионально поставленная реклама.
Четвертое требование: правильно определить позицию на рынке (установить, где и когда выгоднее всего продавать товар). Несоблюдение такого условия приводит к серьезным ошибкам.
Как свидетельствует многолетний опыт, применение маркетинга позволяет производителям в корне улучшить удовлетворение рыночного спроса. Однако нельзя не видеть оборотной стороны маркетинга:
• повышение цен из-за дорогой, хотя и красивой упаковки;
• большие расходы на кредит покупателям, послеторговый сервис и т.д.;
• широкое распространение назойливой и зачастую недостоверной рекламы;
• применение ядовитых красителей, вредных пищевых добавок, придающих товарам более привлекательный вид;
• рекламирование вредных для здоровья товаров: сигарет, спиртных напитков и т.п.
Во многих странах законодательство предусматривает защиту прав потребителей; усиливается контроль за качеством продукции; регламентируется рекламная деятельность, с тем, чтобы она не наносила ущерб людям. В этом же направлении развертывается активная деятельность обществ, защищающих права потребителей.
Рассмотренные нами производственный и торговый виды бизнеса в большой степени зависят от денежного кредита. В свою очередь такие виды бизнеса и получаемые ими доходы во многом способствуют развитию кредитных отношений. Эта системная взаимосвязь станет яснее при изучении следующей главы учебника.