Норма права: понятие и структура
Традиции, обычаи, религиозные нормы, нормы морали и нравственности оказывают существенное влияние на регулирование отношений в обществе и государстве. Однако особое место в системе социальных норм занимают нормы права, что обусловлено их признаками, совокупность которых существенно отличает нормы права от других регуляторов общественных отношений.
Правовые нормы имеют следующие признаки:
– регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения;
– общий характер. Неопределенность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение;
– общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы;
– связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением;
– формальная определенность. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и четко закрепляют права, обязанности и запреты;
– системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу.
Таким образом, под нормой права понимается общеобязательное, социально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное его принудительной силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного.
Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определенный круг общественных отношений – отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются но институтам и субинститутам (подинститутам).
Структура нормы права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции (структура "Если-то- иначе").
Гипотеза (если...) – элемент юридической нормы, который указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению (юридические факты).
В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные.
Простая гипотеза предполагает наличие одного условия, при котором реализуется юридическая норма. Сложная гипотеза связывает действие правовой нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы – альтернативная: для вступления нормы нрава в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.
В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические.
Абстрактная гипотеза (наиболее распространенная) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на наиболее общих, родовых признаках. Формулирование гипотезы в такой форме способствует разумным пределам объема и стабильности нормативного материала. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.
Диспозиция (то...) – элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.
Наиболее характерной классификацией диспозиций, отражающей особенности различных видов правовых норм, является их деление по характеру предписания на:
– управомочивающие – предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определенным образом;
– обязывающие – устанавливающие обязанность совершать определенные действия;
– запрещающие – устанавливающие запрет совершать определенные действия.
Санкция (иначе...) – элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия при соблюдении или в случае несоблюдения установленных требований. В первом случае в качестве санкции выступают благоприятные последствия в виде поощрения, а во втором, как правило, неблагоприятные для правонарушителя меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания.
По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные (неопределенные санкции для современного права не характерны).
Это общая структура правовой нормы. Однако в статьях закона нормы права формулируются по-разному. Это зависит от вида, содержания правовой нормы, традиций правовой системы, совершенства юридической техники и других условий. Исходя из этого, выделяют казуистический и абстрактный способы формулирования норм права в статьях закона.
При использовании казуистического способа в статье нормативного правового акта прописываются все наиболее значимые условия и элементы, при наличии которых данная правовая норма будет действовать, правовые последствия неисполнения установленных правил поведения и другие обстоятельства. В качестве характерного примера можно привести ст. 125 УК РФ: "Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года".
Достоинством казуального способа является то, что норма права излагается достаточно полно с учетом всех нюансов, однако формулирование всех правовых норм подобным образом привело бы к излишнему загромождению, значительному увеличению объема и трудности восприятия текста закона. Более совершенным и удобным является абстрактный способ изложения правовых норм, при котором последняя формулируется в общем виде. Примером может служить ст. 158 УК РФ: "Кража, т.е. тайное хищение чужого имущества...".
В определенных случаях в статьях закона присутствует отсылка к конкретной статье или пункту какого-либо правового акта, при этом норма права будет именоваться ссылочной. Примером может служить большая часть статей Особенной части УК РФ, где диспозиция формулируется в первой части статьи, а во всех последующих частях она не воспроизводится, при этом законодателем делается отсылка: "Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи..." или "Те же деяния, совершенные...".
Если же в статье правового акта законодатель отсылает адресата к определенной категории правовых норм, то такая правовая норма будет называться бланкетной. Например, диспозицией ст. 264 УК РФ установлено: "Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека...".
При этом в статьях нормативных правовых актов не всегда содержатся все три элемента правовой нормы, Так, например, статьи Конституции РФ, определяющие компетенцию органов государственной власти, содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), статьи Особенной части УК РФ содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм).
В этом случае недостающий элемент правовой нормы следует искать в других статьях того же нормативного акта, а иногда – и в других нормативных правовых актах. Что касается норм Особенной части УК РФ, то гипотезы большинства из них следует искать в Общей части, где устанавливается возраст, с которого наступает уголовная ответственность, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, обстоятельства, исключающие преступность деяния и другие существенные условия действия норм уголовного закона.
Классификации норм права. В настоящее время юридическая наука выделяет в качестве наиболее общей классификации всех норм права следующую:
– подразделение всех норм права на нормы материального и процессуального права;
– деление норм права каждой страны на публичное и частное право;
– деление норм права на внутригосударственное (или национальное) право и международное право;
– подразделение всех норм права на отдельные отрасли, подотрасли и институты права.
Материальное право – совокупность норм системы права, с помощью которых государство воздействует на общественные отношения, прямо и непосредственно регулируя их. Нормы материального права закрепляют правовой статус лиц, компетенцию органов государственной власти, основания и пределы юридической ответственности и т.д. К материальным отраслям права относятся: уголовное, гражданское, трудовое, предпринимательское, семейное право и др.
Процессуальное право – часть норм правовой системы, регулирующая отношения, которые определяют порядок и условия применения и защиты норм материального права в процессе расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Другими словами, официальное применение любой нормы материального права должно осуществляться в определенной процессуальной процедуре, выделяющей субъекта правоприменения, порядок его деятельности и взаимоотношений с обязываемой стороной, порядок обжалования акта правоприменения и т.д. Поэтому процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль.
Материальное и процессуальное право неразрывно связаны между собой. Их можно рассматривать как юридические категории, выражающие единство двух сторон правового регулирования: непосредственной юридической регламентации общественных отношений и процессуальных форм их защиты.
Частное право – это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами, регулирующее частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их взаимодействии. Частноправовые отношения – это договорные отношения. В них самим участникам предоставлена возможность автономно, по своей воле и в своих интересах определять свои права и обязанности.
Они характеризуются:
– равенством сторон правоотношений;
– относительной свободой и самостоятельностью участников правоотношений;
– взаимными субъективными правами и обязанностями;
– свободой выбора воли поведения субъектов, обусловленного индивидуальным (частным) интересом, совмещенного с коллективным и всеобщим (публичным) интересом, защита которого передана с согласия общества и по общей договоренности государству, в первую очередь суду, осуществляющему правосудие по закону и непременно по справедливости.
Все субъекты частноправовых отношений одинаково равны перед законом и судом и не имеют никаких преимуществ по отношению друг к другу. В частном праве действует принцип: "Разрешено все то, что не запрещено законом". В ряде случаев отдельные принципы частного права распространяются и на публичное право.
Сфера действия частного права – область творческой инициативы личности, использования своих уникальных способностей и удовлетворения потребностей. Сфера действия публичного права не должна быть главенствующей по отношению к частному, так как в гражданском обществе публичная власть является одним из его институтов и не может служить бюрократии и господству государственного аппарата над обществом, напротив, она предназначена для правового регулирования властно-управленческих отношений. К отраслям частного права относят: гражданское, семейное, трудовое право и др.
Однако не следует абсолютизировать личное начало в обществе и органически противопоставлять интересы личности интересам общества и государства. Государство как раз и является институтом политической власти, который призван удовлетворять и охранять личные и общественные интересы.
Деятельность государства, государственных организаций, отношения между гражданами и государственными организациями, между самими государственными органами – область публичного права.
Публичное право – это правовые нормы и отношения, регулирующие государственную деятельность в публичноправовой сфере (государственное, административное, уголовное право, суд и судопроизводство), т.е. такие отношения, в которых выражен государственный интерес.
Оно регулирует отношения по вертикали, а не по горизонтали, т.е. представляет собой отношения субординации, подчиненности. В области публичного права должен действовать принцип: "Разрешено то, что дозволено правом", а не принцип: "Что не запрещено, то дозволено". К отраслям публичного права относят уголовное, административное, финансовое право и др.
Хотя публичное право напрямую связано с государством, его властной деятельностью, вместе с тем в нем должны быть выражены принципы, закрепляющие основные права и свободы личности, их защиту, а также принципы, ограничивающие произвол власти.
Корни публичного права, как и частного, генетически заложены и обусловлены развивающимися общественными отношениями. К ним относятся такие интересы, потребности, отношения, без обеспечения которых невозможно удовлетворение как личных, так и общезначимых, публичных интересов общества в целом. Устойчивость общества и государства, их жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат своего рода условием и гарантией реализации частного права. Следовательно, можно сделать вывод: публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой.
К национальному праву принято относить систему права, которая регулирует отношения внутри данного государства и отличается своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа.
Международное право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воли субъектов международного общения, в первую очередь, государств.
В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что международное право служит ориентиром для внутригосударственного законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях.
Конституция РФ устанавливает также приоритет норм международного права перед внутригосударственным правом: если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового характера, то должны применяться нормы международного права. Однако нормы международного права не входят в систему внутреннего национального права России, но являются составной частью ее правовой системы, понятие которой шире понятия внутреннего права. Поэтому Конституция РФ имеет приоритет перед нормами международного права.
Четвертое основание классификации всех норм права предполагает их объединение в правовые институты, подотрасли и отрасли права, что в целом образует систему права.