Норма права и нормативные правовые акты
В жизни каждого человека постоянно возникают ситуации, когда нужно определить свою линию поведения на работе, дома, в семье, в общественных местах и т.д. Ответ на вопрос о допустимом, желательном или должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм.
Система социальных норм — часть системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм: технические и социальные. Норма (от лат. — правило, образец, стандарт) указывает на те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Технические нормы используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой и техникой. Они указывают на то, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, реагировать па воздействие сил природы. Технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил; пренебрежение ими может привести к тяжелым последствиям.
Современную систему технических норм составляют технологические правила, правила техники безопасности, пользования современными приборами и машинами, правила санитарии и гигиены, грамматики, педагогики, профессиональной деятельности. Словом, везде, где человек действует и создает какие-либо материальные и духовные блага, он должен знать и творчески применять соответствующие технические правила. При несоблюдении технических норм человек, напротив, уподобляется героине басни И. А. Крылова "Мартышка и очки". Даже располагая современной техникой, он, скорее всего, не сможет получить ожидаемых результатов. Кроме этого, высока вероятность, что такой человек может испортить сложный прибор, иные орудия труда. Несоблюдение правил техники безопасности может обернуться производственной травмой или иными тяжкими последствиями как для самого нарушителя, так и для окружающих. Именно с соблюдением технических норм в немалой степени связано дальнейшее повышение ответственности человека перед обществом, о чем свидетельствуют события, связанные с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Становится очевидным, что технические нормы — это разработанные на основе знания канонов техники и технологии правила работы с техническими и природными объектами.
Столь же важное значение в современном мире имеет и соблюдение социальных норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления экономических, политических, социально-культурных задач, стоящих перед обществом, государством и отдельной личностью.
Социальные нормы — это такие регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) поведения, т.е. норму. Они характеризуются неперсонифицированностью адресатов ("относятся к тем, кого это касается"), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения.
Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества, и сферой их действия являются общественные отношения. Определяя должное либо возможное поведение человека, нормы создаются коллективами людей.
Следовательно, социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность создаваемых ими организаций во взаимоотношениях друг с, другом.
Социальные нормы являются:
— правилами поведения людей, указывая на то, какими должны быть их поступки;
— правилами поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил);
— не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия.
Благодаря приведенным свойствам социальные нормы способны оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения и сознание их участников.
Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основным критериям:
— по способу формирования (создания);
— по способу обеспечения (охраны, защиты).
В соответствии с этими критериями различают следующие виды социальных норм.
1. Нормы права — правим поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
2. Нормы морали (нравственности, этики) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой общественного мнения или внутренним убеждением.
3. Нормы обычаев это правша поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения в течение исторически длительного периода времени и вошедшие в привычку людей; они охраняются от нарушения естественной внутренней потребностью людей и силой общественного мнения.
4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.
5. Религиозные нормы правит поведения, которые установлены различными вероучениями, используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными канонами этих религий.
Отличительными чертами права как социального регулятора являются его формальный характер, т.е. его внешнее выражение в нормативных правовых актах, системность или четкая взаимосвязь правовых норм, общеобязательность предписаний, обеспеченность государственным принуждением в случае посягательства на нормы права.
Правовая норма — это исходный элемент, своего рода один из "кирпичиков", необходимый для построения права. Считается, что объективное право и правовая норма соотносятся как целое и его часть, но точнее рассматривать их как систему (право) и ее элемент (норма права). Поэтому нельзя ставить знак равенства между свойствами права в целом и свойствами ее элемента — правовой нормы (так же как, например, свойства и качества дома не могут быть сведены к качествам и свойствам элементов, из которых он состоит). Однако любая норма права обретает свои юридические свойства в полной мере, лишь будучи включенной в право как систему.
Правовая норма обладает следующими свойствами (качествами, признаками).
1. Принадлежность к социальным нормам.
2. Юридическая природа.
Принадлежность к социальным нормам обусловливает следующие качества правовой нормы как правила поведения людей в обществе, меры свободы волеизъявления и поведения человека, меры возможного и должного поведения человека:
- нормативность. Она является типовым масштабом (эталоном, образцом) поведения;
- неперсонифицированность. Круг ее адресатов определен типовыми признаками (возраст, вменяемость и т. п.);
- непрерывность во времени. Она постоянно оказывает регулирующее воздействие;
— многократность применения. Она вступает в действие периодически (всякий раз, когда возникает ситуация, предусмотренная в гипотезе);
— неисчерпаемость. Она рассчитана на неограниченное число однотипных случаев;
- общеобязательность. Она имеет не только общий, но и обязательный характер, выступая в качестве веления, требования, обращенного от общества или его объединений к конкретному индивиду ("тебе предоставлена возможность", "ты должен...");
- принудительность. Ее соблюдение обеспечивается принудительными мерами воздействия со стороны общества или его объединений.
Только благодаря приведенным свойствам правовая норма как разновидность социальных регуляторов способна оказывать упорядочивающее воздействие на общественные отношения и сознание их участников.
Юридической природой правовых норм предопределены их следующие специфические признаки:
1) норма права непосредственно исходит от государства или санкционируется им, поэтому представляет собой государственно-властное веление;
2) охраняется силой государства, возможностью реализации на основе государственного принуждения, придающая ей надежность и реальную осуществимость;
3) обладает государственной безусловностью, так как обязательна для всех тех лиц, которые являются ее адресатами независимо от их общественного положения, субъективного отношения к юридическим предписаниям, и на кого распространяется государственная власть и т.п.;
4) имеет особую формальную определенность:
а) с точки зрения внутренней организации (внутренней формы) она должна быть точным, конкретным предписанием;
б) в плане внешней формы она должна содержаться в официальных источниках (формах выражения) права (в нормативных правовых актах и др.);
5) действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Здесь имеется два аспекта. Первый связан с самим механизмом действия правовых норм: они могут регулировать поведение людей, только будучи осознаны ими (интеллектуальный момент) и через воздействие на их волю своим властным ОГЛАВЛЕНИЕм (волевой момент). Второй аспект волевого характера правовой нормы состоит в том, что она, как и право в целом, выражает государственную волю. В связи с этим приобретает особое значение легитимность органов государства, создающих нормы права.
Вместе с тем необходимо отмстить, что правовая норма имеет естественноисторические истоки, социально обусловлена и является продуктом человеческой деятельности. Она отражает соответствие между мерой свободы индивида и свободой общества, выступает в качестве модели и регулятора общественных отношений;
6) представляет собой форму определения и закрепления прав и обязанностей, устанавливающих диапазон свободы действий субъектов права. Правам всегда корреспондируют соответствующие обязанности, причем последние могут относиться как к определенному субъекту (например, права и обязанности сторон договора), так и к неопределенному кругу лиц (например, обязанность всех третьих лиц не нарушать права собственника имущества). Не может быть и обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы.
Таким образом, регулятивные нормы права (а их большинство), имеют предоставительно-обязывающий характер, т. е. действуют через предоставление субъектам права юридических прав и возложение на них юридических обязанностей;
7) обладает также качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.
На основании изложенного представляется возможным сформулировать следующее определение. Норма права — это установленное или санкционированное государством общеобязательное формально-определенное правило поведения, обеспеченное силой государственного принуждения в целях регулирования общественных отношений и воздействия на сознание их участников.
Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами права самых широких слоев населения. В юридической пауке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином "источники права".
В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права:
— правовой обычай;
— нормативный правовой акт;
— судебный прецедент;
— договор нормативного содержания;
— идеи и доктрины;
— религиозные тексты.
В современных условиях самым распространенным способом доведения содержания правовых норм до сведения всего населения данной страны как одна из самых удачных форм выражения права является нормативный правовой акт, который представляет собой официальный письменный документ (акт правотворчества), исходящий от компетентного органа и содержащий решение об установлении, изменении или отмене правовых норм.
Нормативный правовой акт как источник права имеет как преимущества, так и недостатки. К преимуществам этой формы писаного права относятся: возможность активно влиять на общественные отношения, поскольку государство располагает специальным аппаратом для реализации правовых норм и может обеспечить этот процесс при помощи мер принуждения; оперативность, возможность быстрого воздействия на процессы ликвидации или, наоборот, развития определенных общественных отношений при помощи мер принуждения; удобство пользования для лиц, применяющих право, поскольку ОГЛАВЛЕНИЕ правовых норм записано в тексте нормативных правовых актов; единообразие понимания и действия правовых предписаний на всей территории страны — единый режим законности, одинаковая защита прав граждан и т.п. Однако в силу различных причин как объективного, так и субъективного характера это регулирование не может быть до конца адекватным и всеобъемлющим. Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, воспроизводятся, конкретизируются, дополняются, а иногда и отменяются правовыми нормами, содержащимися в других источниках права.
Современные нормативные правовые акты — порождение романо-германской правовой семьи. Тенденция к законодательному оформлению права окончательно выявилась в XIX в., когда в большинстве европейских государств были приняты различные кодексы и писаные конституции. Однако в XX в. закон как источник (форма выражения) права постепенно начинает превалировать и в других правовых системах, например в англо-саксонской и мусульманской, где прежде ведущими были иные юридические источники. В тех странах, где нормативный правовой акт является классическим и первостепенным источником права (Германия, Франция, Россия и др.), на верхней ступени его иерархической системы находятся конституции и законы (конституционные и обыкновенные). В современных условиях наблюдается тенденция повышения ценности конституционных норм, усиления их верховенства над другими нормативными актами, особенно над актами исполнительной власти: декретами, ордонансами, указами, постановлениями, инструкциями (подзаконными актами).
Современный нормативный правовой акт обладает следующими признаками:
— издается компетентным государственным органом или непосредственно народом в определенном процедурном порядке;
— носит государственно-властный характер;
— охраняется государством, в том числе в принудительном порядке;
— обладает юридической силой, т.е. способностью реально действовать и порождать юридические последствия;
— существует в установленной документальной форме, имеет реквизиты;
— является частью строгой иерархии и системы права.
Нормативный правовой акт в России представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, органами местного самоуправления либо населением письменный официальный документ — решение об установлении, изменении или отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по лицам.
Для нормативных правовых актов характерна четко выраженная структура. Они снабжены указаниями о времени, месте принятия, а равно подписями надлежащих должностных лиц, разбиты чаще всего на части, разделы, главы, параграфы, статьи и т.п. Любой нормативный правовой акт содержит четкие положения о том, на какую территорию или круг лиц распространяется действие акта, с какого времени он вступает в силу.