Нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг
Действующее законодательство не содержит правового определения рынка ценных бумаг. В экономической теории рынок ценных бумаг рассматривается как одна из составляющих финансового рынка, под которым понимается механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал[1]. Проведя анализ правовой литературы, необходимо согласиться со следующим определением рынка ценных бумаг: рынок ценных бумаг – это сфера обращения определенных видов ценных бумаг, осуществляемая по установленным правилам между субъектами, обладающими правами и обязанностями[2].
В юридической литературе термины "рынок ценных бумаг" и "фондовый рынок" используются как синонимы, что не совсем верно с точки зрения права, но допустимо, давно вошло в оборот и широко применяется на практике и в нормативных актах.
Для субъектов экономических отношений в большинстве случаев российский фондовый рынок так и не стал механизмом привлечения дополнительного финансирования и альтернативным механизмом сбережения, накопления финансовых ресурсов. Для предприятий по-прежнему предпочтительными формами финансирования являются собственные средства и банковские кредиты, а население предпочитает банковские депозиты как форму сбережения.
Основными причинами, сдерживающими процесс привлечения инвестиций на предприятия на основе выпуска различных ценных бумаг, являются многочисленные случаи нарушения действующего законодательства о ценных бумагах и различных законных прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Например, до 40% всех правонарушений относятся к сфере незарегистрированных выпусков акций[3].
К основным видам нарушений прав акционеров на участие в управлении и прибылях российских эмитентов относятся: нарушение порядка совершения крупных сделок; разводнение капитала, которое влечет увеличение доли одних акционеров за счет сокращения долей других акционеров; искусственное банкротство или запрет распоряжения акциями; передачи акций в доверительное управление или права голоса по доверенности; скрытое или перекрестное владение акциями; совершение аффилированными лицами сделок в ущерб эмитенту и акционерам; преднамеренные действия мелких акционеров с целью получения односторонних экономических выгод или изменения структуры корпоративного контроля; манипулирование ценами и совершение сделок с использованием конфиденциальной (инсайдерской) информации; недопущение на общее собрание акционеров представителя акционера под предлогом недействительности выданной ему доверенности; непропорциональное уменьшение номинальной стоимости акций одних категорий и типов по сравнению с акциями других категорий и типов; проведение параллельных общих собраний акционеров и избрание параллельных исполнительных органов; невыплата или несвоевременная выплата дивидендов, решение о выплате которых принято.
Данную ситуацию можно объяснить, во-первых, процессами передела собственности, приводящими к неизбежным конфликтам между новыми и старыми собственниками, а во-вторых, явной недостаточностью норм, устанавливающих основания и порядок применения мер различного рода ответственности к лицам, нарушающим законодательство РФ о ценных бумагах.
Необходимо отметить, что при построении модели регулирования рынка ценных бумаг основным определением, которым оперируют законодатели, является определение понятия "ценная бумага".
Ценные бумаги существовали в России и в советский период, когда внутреннего фондового рынка как такового практически не было. Государство в лице государственных предприятий и организаций выступало эмитентом ценных бумаг и одновременно являлось одной из сторон в большинстве сделок с ценными бумагами. С преобразованием экономики в рыночную началось использование государственных обязательств как средства платежа, а затем их спекулятивное обращение между субъектами хозяйственного оборота. В процессе акционирования и приватизации произошло увеличение числа фондовых операций. Первыми широко продаваемыми и покупаемыми бумагами стали приватизационные чеки (ваучеры).
По мере прохождения различных этапов приватизации на рынок выбрасывались акции различных эмитентов, они стали наиболее торгуемым видом ценных бумаг. В целях правового регулирования и обращения ценных бумаг издавались нормативные акты, число которых перевалило за полторы тысячи. Они сформировали модель фондового рынка, существующую на текущий момент[4].
Базовым документом, закрепляющим основы законодательства о ценных бумагах, является ГК РФ, определяющий понятие ценных бумаг, их виды, требования к ним, субъекты прав, закрепленных ценной бумагой, общий порядок передачи и осуществления прав по ценным бумагам, особенности фиксации прав, вытекающих из ценных бумаг и их обращения.
Основным специальным актом, определяющим устройство и регулирующим фондовый рынок, является Закон о рынке ценных бумаг. Им регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" устанавливает меры, направленные на обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги. Данный закон определяет порядок выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам – физическим лицам, причиненного противоправными действиями профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, в том числе услуг на рынке ценных бумаг, являются предметом регулирования Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Φ3 "О защите конкуренции".
Порядок эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, особенности их обращения, порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг устанавливает Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-Φ3 "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
Во исполнение вышеназванных законов изданы подзаконные акты, среди которых подавляющее большинство составили акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России)[5]. Ряд документов закрепил правила деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг: Постановления ФКЦБ России от 11 октября 1999 г. № 9 "Об утверждении правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации", от 16 октября 1997 г. № 36 "Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения", приказы ФСФР России от 3 апреля 2007 г. № 07-37/пз-н "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами", от 11 июля 2006 г. № 06-74/пз-н "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарной деятельности в случаях приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества".
Необходимо отметить, что некоторые отношения в данной области регулируются актами других отраслей права. Например, Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" определяется порядок размещения пенсионных резервов ценной бумаги и хранения этих пенсионных резервов.