ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В настоящее время в социальной психологии и педагогике уделяется большое внимание проблемам отклоняющегося поведения, одним из вариантов которого является зависимое, или аддиктивное, поведение.

Аддиктивное поведение (от англ. addiction – пагубная привычка, пристрастие к чему-либо, порочная склонность) выражается в стремлении к уходу от реальности, что достигается различными способами – фармакологическими (прием воздействующих на психику веществ) и нефармакологическими (сосредоточение на определенных предметах и активностях, что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний). Термин "аддиктивное поведение" (англ, addictive behavior) имеет интернациональную транскрипцию и указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения, которые являются деструктивными, т.е. причиняющими вред человеку и обществу.

В последнее время получила развитие концепция аддиктивного поведения, исходящая из положения о наличии общих механизмов, свойственных различным формам аддикции как фармакологического, так и нефармакологического содержания. В связи с эти выделяют основные виды аддиктивных реализаций:

– химическую (зависимость от алкоголя, наркотиков, седативных и снотворных препаратов, психостимуляторов, галлюциногенов, табака, летучих растворителей);

– пищевую (переедание, голодание или отказ от еды);

– сексуальную;

– гэмблинг (или лудоманию, т.е. зависимость от азартных игр, игровых автоматов);

– трудоголизм (психологическая "трудозависимость");

– религиозную (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту);

– электронную (кино- и телевизионная зависимость, компьютерные игры, избыточное пользование компьютером и Интернетом).

Особое значение аддиктивное поведение приобретает в подростковом возрасте, ибо это период наибольшей концентрации конфликтов, часто приводящий к различным поведенческим отклонениям. Такое поведение у несовершеннолетних сначала формирует ощущение отсутствия проблем, спасения от реальности за счет своеобразного ухода от нее. Создается иллюзия, что, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о свои трудностях, забыть о тревогах, уйти от проблемных ситуаций, используя разные варианты аддиктивных реализаций.

Начало формирования аддиктивного процесса у подростков происходит всегда на эмоциональном уровне. Существует эмоциональное состояние, объединяющее различные виды аддикции. В основе его находится свойственное человеку стремление к психологическому комфорту. Происходит установление эмоциональных отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленными предметом или активностью. Человек нуждается в эмоциональном тепле, интимности, получаемой от других и отдаваемых им. При формировании аддиктивного поведения происходит замена эмоциональных межличностных отношений, проекция эмоций на предметные суррогаты.

Аддикция выражается в установлении дисфункциональных отношений с предметами, в процессе чего изменяется социальная или биологическая функция предмета (активности). Например, компьютер теряет основную рабочую функцию, становясь средством ухода от реальности; лекарства, применяемые при различных заболеваниях, становятся средством изменения психического состояния, для чего употребляются в больших дозах при отсутствии каких- либо медицинских показаний.

Важной особенностью аддиктивного поведения является возможность легкого перехода от одной формы аддикции к другой, от одного аддиктивного объекта к другому, с сохранением при этом основных аддиктивных механизмов. Бросая наркотики, подростки могут начать употреблять алкоголь или прибегать к другим видам аддикции.

В литературе описаны некоторые психологические особенности подростков с аддиктивными формами поведения, такие как незрелость личностной идентификации, слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность совладающего поведения[1], высокая потребность в изменении состояния сознания как средстве разрешения внутренних противоречий и конфликтов. Именно эти качества являются своеобразными психологическими мишенями в психопрофилактической и коррекционной работе с данной группой несовершеннолетних.