Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности
Поскольку бухгалтерская отчетность является публичной и от достоверности ее показателей зависит правильность принятия решений различными пользователями и, как следствие, финансовое благополучие многих хозяйствующих субъектов, правила ее составления и представления регламентируются на законодательном уровне.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности состоит из четырех уровней документов.
Первый уровень (законодательный) представлен Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Этим законом дано определение бухгалтерской отчетности, установлены основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерской документации и регистрации, а также определена система регулирования бухгалтерского учета.
Вопросы бухгалтерского учета отдельных объектов и раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности регулируются документами второго уровня (нормативными). Это система Положений по бухгалтерскому учету. Положения по бухгалтерскому учету определяют правила отражения в бухгалтерском учете информации о различных объектах учета и перечень показателей, которые должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности. Основным Положением, раскрывающим ОГЛАВЛЕНИЕ бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней, является ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации". Оно определяет также правила оценки статей бухгалтерской отчетности и состав информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности. ПБУ 4/99 применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:
- типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;
- упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;
- особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;
- особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;
- особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;
- порядка публикации бухгалтерской отчетности.
Методика учета и отражения отчетности отдельных операций устанавливается документами третьего уровня (методическими). К ним относят:
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н);
- Формы бухгалтерской отчетности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н);
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 г. №49) и др.
К документам четвертого уровня относят рабочие документы организаций, устанавливающие правила ведения бухгалтерского учета и отчетности на основе выбора одного из способов, предложенных Минфином России. Это в первую очередь учетная политика, разработанная и утвержденная в соответствии с требованиями ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". Поскольку выбранные варианты оценки активов и обязательств, а также изменения могут повлиять на величину показателей бухгалтерской отчетности, организации обязаны раскрывать существенные способы и приемы ведения бухгалтерского учета в пояснительной записке, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности.
При организации учетной политики предполагается, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Допущение непрерывности деятельности является основополагающим принципом бухгалтерского учета и гарантирует полноту и объективность бухгалтерской отчетности, которая позволит пользователю составить мнение о перспективах деятельности организации как минимум в следующем году после отчетного. Это обеспечивается достоверностью бухгалтерской информации и раскрытием фактов, способных повлиять на непрерывность деятельности компаний, таких как события после отчетной даты или условные факты хозяйственной деятельности.
Требования нормативных документов по бухгалтерскому учету и раскрытию в отчетности информации об отдельных объектах и операциях позволили в настоящее время перейти от набора унифицированных показателей к индивидуальным, позволяющим получить полное и достоверное представление об имущественном и финансовом состоянии конкретной организации. Организациям предоставлено право отступать от установленных правил и включать в бухгалтерскую отчетность дополнительные показатели и пояснения.
Вышеприведенное нормативное регулирование бухгалтерской отчетности связано с реализацией Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
В настоящее время постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 г. № 107 утверждено "Положение о порядке признания Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации". Этим документом определено, что "под признанием документов, входящих в состав МСФО, понимается процесс принятия решения о введении каждого документа, входящего в состав МСФО, в действие на территории Российской Федерации, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий:
а) официальное получение от Фонда документа международных стандартов;
б) экспертиза применимости документа международных стандартов на территории Российской Федерации;
в) принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации;
г) опубликование документа международных стандартов. Положение состоит из четырех разделов:
I. Общие положения.
В этом разделе описывается решение о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации, условия его применимости, порядок признания и вступления в силу.
II. Экспертиза применимости документа международных стандартов на территории Российской Федерации.
Здесь описываются все процедуры экспертизы применимости документа международных стандартов на территории Российской Федерации.
III. Принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации.
В этом разделе разъясняется, что "решение о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации принимает Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации на основе заключения экспертного органа" и устанавливаются сроки для принятия такого решения.
IV. Опубликование документа международных стандартов.
Здесь описывается порядок опубликования признанного документа международных стандартов.