Нормативное измерение
Совокупность указанных нами элементов не исчерпывает, однако, разнообразия процессов, которые определяют построение рассказа. Поверх когнитивного измерения и мобилизуемых риторических инструментов, роль ценностей, иначе говоря, самых абстрактных существующих парадигматических матриц, является фундаментальной в проблематизации социальных феноменов. Названные нами элементы ограничены определенной рамкой, отобраны и определены при помощи маркировки в соответствии с ценностями акторов публичной политики, которые являют собой "самые фундаментальные представления... о добре и зле, о желаемом или о том, что отбрасывают".
Появление СПИДа в начале 1980-х гг., до того неизвестной болезни, с этой точки зрения является характерным примером процесса социального строительства точного феномена, определяемого частично через развитие научного знания. В условиях недостаточного научного знания эту болезнь не случайно назвали, как мы уже говорили, "гомосексуальным раком". Последующее открытие вируса позволило уточнить болезнь на основе определения путей ее передачи (кровь или секс).
Эта, как явствует в нашем примере, научная идентификация феномена, не должна являться препятствием для выражения конкурирующих речей (рассказов), которые строятся на базе особых ценностей актеров, так или иначе связанных с этой проблемой. Даже после открытия вируса и путей заражения СПИДом некоторые лица квалифицировали болезнь как "божественное наказание" или как "разоблачительный синдром" вседозволенности современных обществ.
Вне прямой связи с научными знаниями о СПИДе достаточно долго эта болезнь оставалась сюжетом различной квалификации, которая строилась на базе различных ценностей, а также ресурсов акторов, которых касалась эта проблема, и оказывала в силу этого влияние на соотношение сил в различных социальных полях, с ней связанных. Позиция Национального фронта как коллективного представителя крайне правого спектра политических сил Франции в отношении СПИДа, основалась, например, на демонстрации факта "социальной патологии" общества. Такой подход является логическим продолжением стратегии правых в политическом поле: использовалась не только новая тематика, но она сопровождалась попыткой введения некоего нового словаря, что было рассчитано на восприятие в различных социальных полях политических позиций Национального фронта.
На примере СПИДа французские исследователи показали, как по мере научного и социального значения проблемы возникали как новые социальные акторы, так и/или новые господствующие ценности. Появление болезни, потом ее превращение в публичную проблему предоставили некоторым актерам случай самим "образоваться" вокруг этой особой ситуации. В 1980-е гг. во Франции, да и в ряде других стран, было замечено относительное уменьшение организаций и/или социальных движений, защищающих сексуальные меньшинства. Зато появились группы специализированного интереса. Сначала, под воздействием болезни, некоторые социальные акторы и группы стремились выйти за пределы ограниченных рамок ценностей гомосексуальных сообществ с тем, чтобы стать частью движений, основанных на неких новых социальных представлениях.
Под воздействием различных социальных процессов, связанных с осмыслением сути болезни и ее последствий, происходила не только мобилизация все новых и новых актеров, не только определялись позиции представителей многообразных ассоциативных групп, религиозных инстанций или политических партий, но и вырабатывались первые, пусть даже и частичные, ответы государства на нее (информационная кампания, выделение средств на научные исследования, выработка санитарных норм и т. д.), что способствовало модификации господствующих ценностей в области социального поведения (верность в любовных отношениях). СПИД самим фактом своего появления, а также в итоге его научного осмысления, преобразовал цепь принципов, верований и ценностей, связанных с совокупностью социальных практик.
Таким образом, социальные процессы, связанные со СПИДом, подтверждают важность анализа всего того, что связано с возникновением проблемы. Эта болезнь из маргинальной, ограниченной несколькими частными ситуациями или несколькими мобилизованными акторами достаточно быстро сформировала вокруг себя широкое социальное окружение и тем самым явила собой пример превращения в одну из актуальнейших проблем. Это было связано с целым рядом обстоятельств: изменение господствующих социальных ценностей, отмеченные ныне печатью пост-материализма, мобилизация новых групп интересов или индивидуальных "предпринимателей" (ассоциации экологов и врачей например), существование довольно легко поддающейся мобилизации публики (неуклонный рост уровня образования облегчает чувствительность к широкому кругу проблем).
Эти изменения могут определять дифференцированные интерпретации во времени феноменов, обладающих определенной схожестью. В исследовании Р. Кобба и Д. Рошфора отмечаются диаметрально противоположные последствия двух похожих событий в США. Если "избиение" негра-солдата белым полицейским в 1943 г. вызвало "только" местное волнение, то действия полиции против Родни Кинга в 1991 г. вызвали настоящий бунт в Лос Анжелесе, чему в немалой степени способствовал оправдательный, по сути, судебный процесс против полицейского. К слову сказать, этот процесс вызвал дебаты среди этнических меньшинств в американском обществе.
Еще один пример связан с различиями в оценке последствий аварии на Чернобыльской АЭС в Германии и во Франции. Реакция в Германии была куда как более энергичной. Это объясняется не только большей близостью Германии к месту аварии. На реакцию этих стран сказалось разное отношение к окружающей среде и ядерной энергетике в немецком и французском обществах.
Приобретение социальными феноменами публичного характера испытывает влияние того, что называется ответственностью политических актеров. Она появляется, как правило, в итоге определения причин того или иного социального явления, а на основе этого – идентификации ответственности публичных актеров, скажем, за успешное и своевременное разрешение публичной по сути проблемы. Именно это заставляет государство вмешиваться в такие проблемы, которые выявляются в процессе взаимодействия между публичными и частными актерами, которых данная проблема затрагивает.