Нормативно-техническая база обеспечения экологической безопасности
С начала 90-х гг. XIX в. вопросы обеспечения экологической безопасности нашли отражение в российском законодательстве в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей природной среды, а также таких законов, как "Основы законодательства Российской Федерации по охране труда" (в настоящее время утратил силу), Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (в настоящее время утратил силу), федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", "Об экологической экспертизе", ТК РФ и др.
На предприятиях, аварии на которых могут произойти с малой вероятностью, а их последствия практически не представляют опасности для населения и ОС, отношения регулируются Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Законом РФ от 27.11.1992 № 4015–1 (ред. от 30.11.2011) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2012) и др.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" рассматривает экологическое страхование как один из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды (глава IV, ст. 18): "Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование".
Требования промышленной безопасности находят закрепление в форме технических регламентов, экологических нормативов и иных обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность объекта.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О техническом регулировании" (с изм. и доп., вступившими в силу с 23.01.2012) под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором (ратифицированным российским государством в порядке, установленном законодательством), федеральным законом, а в исключительных случаях указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Принятие и выполнение технических регламентов являются основными требованиями для обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и др.
Технические регламенты устанавливают требования, обеспечивающие защищенность от излучений, химическую, ядерную и радиационную безопасность, электромагнитную совместимость приборов и оборудования, а также ветеринарно-санитарные и фитосанитарные требования, актуальные для городских и сельских поселений.
Нормативно-правовыеакты по охране окружающей среды включают в себя санитарные правила и нормы (СанПиН), выполнение которых обеспечивает необходимое качество природных компонентов (воздуха, воды, почв); СНиП, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Федерального горного и промышленного надзора России, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы МПР России, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т.д.[1]
Отраслевая нормативная документация предприятий по охране окружающей среды включает в себя отраслевые стандарты (ОСТы), разного рода руководящие документы, положения и т.д. Эти нормативы представляют собой технические правила. В вышеперечисленных законах устанавливается юридическая ответственность за их неисполнение. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Президентом РФ, если они противоречат закону. Нормативные акты вступают в силу только после регистрации их в Минюсте РФ.
В реализации основ природоохранного законодательства важную роль играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей среды. Действующей структурой органов управления предусматриваются органы общей и специальной компетенции.
К государственным органам общей компетенции относятся: Совет Федерации, Государственная дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. К государственным органам специальной компетенции относятся МПР России, МЧС России, Таможенный комитет России и др.
В последнее десятилетие в мировой практике произошли значительные изменения в подходах к решению проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в первую очередь это связанно с развитием экологического менеджмента. В течение 90-х гг. прошлого века большинством ведущих промышленных организаций за рубежом достигнуты и продемонстрированы существенные результаты в области уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду при одновременном увеличении объемов производства, снижении удельных расходов сырья и материалов, экономии энергоресурсов, повышении качества продукции.
Международным стандартам на системы экологического менеджмента присвоен индекс 14000. Стандарты ИСО серии 14000 не устанавливают определенных природоохранных характеристик и конкретных требований к субъектам и технологиям, влияющим на окружающую среду, а содержат требования к системе управления окружающей средой (системе экологического менеджмента – СЭМ). Они универсальны и могут применяться во всех странах мира. Стандарты носят добровольный характер, в силу чего могут использоваться компаниями по своему усмотрению[2].
Необходимо отметить российский стандарт ГОСТ Р ИСО 14001–2007 "Системы экологического менеджмента". Настоящий стандарт устанавливает требования к СЭМ, позволяющие организации разработать и внедрить экологическую политику и цели, учитывающие законодательные требования и информацию о значимых экологических аспектах. Он предназначен для применения организациями всех видов и размеров с учетом различия географических, культурных и социальных условий. Система такого вида позволяет организации сформулировать экологическую политику, установить цели и процессы для реализации экологической политики, предпринимать действия, необходимые для повышения экологической результативности и демонстрировать соответствие системы требованиям настоящего стандарта. Общая направленность настоящего стандарта – способствовать охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения в балансе с удовлетворением социально-экономических потребностей. Следует отметить, что многие из требований стандарта организация может выполнять одновременно или пересматривать их выполнение в любой момент
Внедрение стандарта ГОСТ Р ИСО 14001–2007 позволяет осуществлять контроль над опасными для окружающей среды и людей факторами и снизить расходы на энергию, воду, ресурсы; снизить риск появления экологических катастроф; оптимизировать отходы; уменьшить степень загрязнения на производстве; повысить доверие со стороны регулирующих органов; получать объективные данные о ключевых показателях, касающихся деятельности, влияющей на безопасность окружающей среды, тем самым обеспечивая контроль управления; улучшить экономические показатели; улучшить качество продукции в результате изменений в технологическом процессе; интегрировать систему менеджмента экологической безопасности с другими действующими на предприятии системами менеджмента; повысить конкурентоспособность, лояльность со стороны потребителей, акционеров, инвесторов, кредиторов; выйти на международный рынок[3].
При разработке и внедрении СЭМ целесообразно использовать следующие стандарты:
– ГОСТ Р ИСО 14001–2007 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению";
– ГОСТ Р ИСО 14004–2007 "Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования";
ГОСТ Р ИСО 10005–2007 "Менеджмент организации. Руководящие указания по планированию качества";
– ГОСТ Р 14.01–2005 "Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования";
– ГОСТ Р 14.03–2005 "Экологический менеджмент. Воздействующие факторы. Классификация";
– ГОСТ Р 14.07–2005 "Экологический менеджмент. Руководство по включению аспектов безопасности окружающей среды в технические регламенты";
– ГОСТ Р 14.08–2005 "Экологический менеджмент. Порядок установления аспектов окружающей среды в стандартах на продукцию" (ИСО/МЭК 64);
– ГОСТ Р 14.11–2005 "Экологический менеджмент. Общие требования к органам, проводящим оценку и сертификацию/регистрацию систем экологического менеджмента" (ИСО/МЭК 66);
– ГОСТ Р 14.12–2006 "Экологический менеджмент. Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции".
В России также принят и введен в действие ГОСТ 12.0.230–2007 "Системы стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования". Настоящий национальный стандарт содержит требования к системам управления охраной труда (СУОТ) в организации, стандарт гармонизирован с международным стандартом OHSAS 18001:2007. Более подробно вопросы разработки СУОТ на основе указанных стандартов рассматриваются в гл. 7.
В последние годы организации все чаще внедряют одновременно две и более системы менеджмента. Например, систему экологического менеджмента по ГОСТ Р ИСО 14001–2007 и систему менеджмента промышленной безопасности и здоровья по ГОСТ 12.0.230–2007.
Интегрированный подход к построению систем менеджмента является наиболее передовым, обеспечивает комплексный подход к управлению вопросами качества, экологической безопасности и охраны труда – внедрение его позволяет существенно сократить финансовые и другие издержки производства.
Общие требования безопасности к производственному оборудованию и производственным процессам установлены ГОСТ 12.2.003–91 и ГОСТ 12.3.002–75. Надежность производственных процессов в основном определяется безопасностью производственного оборудования.
К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, предельно допустимый выброс (ПДВ) и предельно допустимый сброс (ПДС), нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др.
Предельно допустимая концентрация – максимальная концентрация вещества в почве, воздухе или водной среде, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредного влияния, включая отдаленные последствия.
Различают следующие виды ПДК:
1) для воздушной среды;
2) для водной среды. Гигиенические требования, предъявляемые к качеству воды открытых водоисточников, изложены в СанПиН 2.1.5.980–00.2.1.5 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы"[4]. Документ устанавливает гигиенические требования к качеству воды водных объектов для двух категорий водопользования. Первая (ПДКв1) – когда источник служит для забора воды, используемой для питьевого, хозяйственно-бытового и водоснабжения предприятий пищевой промышленности. Вторая (ПДКв2) – для рекреационного водопользования, когда объект используется для купания, занятий спортом и отдыха. Выделяют также ПДК для водоемов рыбохозяйственного назначения (ПДКрыбхоз);
3) для почвы – ПДКп;
4) для продуктов питания – ПДКпп.
Сумма относительных концентраций вредных веществ однонаправленного действия не должна превышать единицы:
(1.1)
где Ci – концентрация i-го загрязняющего вещества.
ПДК считается очень важным экологическим нормативом. При измерениях стоит учитывать особенности среды, в которой производятся те или иные измерения. Так, например, если речь идет о воде, то здесь под предельно допустимой концентрацией понимается тот уровень сосредоточения загрязняющих элементов, при котором они не нарушают гигиеническую обстановку водопользования и не вредят здоровью человека. То же самое можно сказать и о содержании загрязняющих веществ в атмосфере или почве. Ежедневно в атмосферу попадают вредные вещества и примеси от предприятий и транспортных потоков. Нормативные документы по ПДК позволяют контролировать степень их наличия в воздухе постоянно.
ПДВ – это допустимый показатель выброса в атмосферу и в ОС вредных веществ, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха.
ПДВ задается по каждому вредному веществу, выбрасываемому от источника загрязнения в атмосферу. При определении ПДВ от расчетного источника необходимо учитывать ОГЛАВЛЕНИЕ каждого вредного вещества в атмосфере, обусловленное выбросами от других источников. Суммарные выбросы от уже действующих источников образуют фоновую концентрацию каждого вредного вещества в атмосфере. Поэтому основное условие при определении ПДВ для расчетного, вводимого в строй или действующего источника – концентрация вредного вещества в приземном слое атмосферы с учетом фоновой концентрации не должна превышала ПДК по данному веществу.
ПДС – это такое предельное количество загрязняющего вредного вещества, разрешающееся к сбросу в водоем от данного источника, которое не создает приземную концентрацию, опасную для людей и живых организмов.
ПДВ или ПДС устанавливаются для каждого стационарного источника отдельно, так как они определяются характером выбросов конкретного предприятия.
Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (в частности, Госсанэпиднадзором России) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.
Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны ОС и Санэпидемнадзора РФ имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях – проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благоприятную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений в охране окружающей природной среды: требовать предоставление экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.
Контроль учета требований надежности производится на всех этапах с помощью экспертизы. Порядок экспертизы безопасности проектов на новую технику и технологии и выдачи на них заключений установлен Минздравсоцразвития России и проводится государственной экспертизой условий труда с участием органов Санэпидемнадзора РФ, а в некоторых случаях и в других надзорных органах. Применительно к оборудованию и технологическим процессам, имеющим аналоги, как правило, производятся расчетная оценка ожидаемого уровня негативных факторов и сопоставление полученных величин с предельно допустимыми значениями. При создании опытных образцов определяются фактические значения воздействия этих факторов. Если эти значения превышают допустимые величины, установленные ССБТ, производится доработка оборудования за счет введения соответствующих средств защиты или повышения их эффективности.
Применительно к оборудованию и технологическим процессам, не имеющим аналогов, производится идентификация опасностей и связанных с их возникновением негативных факторов. Здесь для выявления производственных опасностей применяют метод моделирования с использованием диаграмм влияния причинно-следственных связей на реализацию этих опасностей.
Экологическая экспертиза техники, технологий, материалов включает отраслевую и государственную экспертизу. Отраслевая ЭЭ проводится организациями, определенными в качестве головных, которые рассматривают документацию новой продукции или ее образцы. Государственная ЭЭ осуществляется экспертными подразделениями органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды на республиканском и региональном уровне[5].
Экологическая экспертиза направлена на предупреждение возможного превышения допустимого уровня вредного воздействия на окружающую среду в процессе ее эксплуатации, переработки или уничтожения. Следовательно, главная задача ЭЭ заключается в определении полноты и достаточности мер по обеспечению требуемого уровня экологической безопасности новой продукции при ее разработке.
Такими мерами по обеспечению экологической безопасности могут быть:
– определение соответствия проектных решений создания новой продукции современным природоохранным требованиям;
– оценка полноты и эффективности мероприятий по предупреждению возможных аварийных ситуаций, связанных с производством и потреблением (использованием) новой продукции, и ликвидации их возможных последствий;
– оценка выбора средств и методов контроля воздействия продукции на состояние окружающей среды и использование природных ресурсов;
– оценка способов и средств утилизации или ликвидации продукции после отработки ресурса.
По результатам ЭЭ составляется экспертное заключение, включающее вводную, констатирующую и заключительную части.
В вводной части содержатся сведения об экспортируемых материалах, организации, их разработавшей, сведения о заказчике, органе, утверждающем указанные материалы. Здесь же приводятся данные об органе, осуществляющем экспертизу, и времени ее проведения.
В констатирующей части дастся общая характеристика отражения экологических требований в представленном на экспертизу проекте.
Заключительная часть экспертного заключения содержит оценку всего комплекса мероприятий но рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды. Завершается эта часть рекомендациями к утверждению представленных материалов либо решением о направлении их на доработку. При возвращении на доработку должны быть конкретно сформулированы замечания и предложения по проектным решениям с указанием срока доработки и представления проекта на повторную экспертизу.
Экспертное заключение в полном объеме является обязательным для организаций – авторов проекта, заказчиков и других исполнителей.
При постановке продукции на производство обязательно учитываются требования обеспечения безопасности и экологичности, предусмотренные ГОСТ 15.001–88[6]. Согласно данному стандарту проверка новых технических решений, обеспечивающих достижение новых потребительских свойств продукции, должна осуществляться при лабораторных, стендовых и других исследовательских испытаниях моделей, макетов, экспериментальных образцов продукции в условиях, имитирующих реальные условия эксплуатации[7].
Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения.
Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.
Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля. Мониторинг организуется с целью наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферы, воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждения и прогнозов ее состояния.
Организационную основу службы экологического контроля составляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет) и ее подразделения на местах.