Лекция 8. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ТОВАРОВ И ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации основано на Конституции РФ и осуществляется в соответствии с Законом о таможенном регулировании, Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) иных мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что государственное регулирование внешней торговли осуществляется, с одной стороны, путем установления запретов и ограничений (как тарифного, так нетарифного и административного характера), а с другой — путем установления определенных льгот и поощрений, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и упрощающих перемещение физических лиц и товаров через таможенную границу.
С созданием Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, стали регулироваться в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а основополагающим нормативным правовым актом стал ТК ТС.
Кроме этого, договорно-правовая база Таможенного союза состоит из официально опубликованных международных договоров и решений высших органов Таможенного союза, которые действуют в Российской Федерации непосредственно, если не содержат требований по изданию внутригосударственных актов для их применения.
Вместе с тем отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются не только таможенным законодательством Таможенного союза, но и законодательством РФ о таможенном деле.
В целях реализации государственной политики "запретов, ограничений, льгот и поощрений" в сфере таможенного дела в ТК ТС предусмотрен особый порядок перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров и отдельных лиц, в частности:
• товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
• товаров для личного пользования;
• товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц;
• товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
• транспортных средств международных перевозок товаров, пассажиров и багажа;
• товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и линиями электропередачи;
• припасов.
Кроме того, ТК ТС предусмотрено освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля, а отдельными соглашениями в рамках ЕврАзЭС — особый порядок перемещения отдельных категорий товаров.
Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях
Правовой основой перемещения товаров в международных почтовых отправлениях, перемещения припасов, товаров для личного пользования физическими лицами, а также товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, являются ТК ТС и Закон о таможенном регулировании.
Под международными почтовыми отправлениями понимаются почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Таможенного союза, поступающие на таможенную территорию Таможенного союза либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза.
Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, изложены в гл. 44 ТК ТС и гл. 45 Закона о таможенном регулировании.
Международные почтовые отправления не могут быть выданы операторами почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории Таможенного союза без разрешения таможенного органа.
Не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях товаров:
1) запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с этой территории;
2) запрещенных к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза;
3) в отношении которых применяются ограничения, если такие товары запрещены к пересылке в международных почтовых отправлениях в соответствии с решением КТС.
Меры нетарифного регулирования не применяются в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в адрес физических лиц, а также в иных случаях, определяемых решением ЕЭК (ранее — КТС).
Таможенное декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих международные почтовые отправления, либо декларации на товары.
Товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, за исключением пересылаемых физическими лицами товаров для личного пользования, подлежат таможенному декларированию с использованием декларации на товары в случаях, если:
• подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;
• в отношении товаров применяются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и применяются запреты и ограничения;
• фактический вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза должен быть подтвержден отправителем товаров таможенному или налоговому органам;
• товары помещаются под таможенную процедуру иную, чем таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления;
• оператор почтовой связи по требованию таможенного органа предъявляет международные почтовые отправления для проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра. При проведении таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные органы могут использовать технические средства таможенного контроля.
Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов производится на основании сведений о стоимости товаров, указанных в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и используемых для таможенных целей. В отношении международных почтовых отправлений с объявленной ценностью суммы таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из этой объявленной ценности только в случае, если она превышает стоимость, указанную в документах, используемых для таможенных целей.
Международные почтовые отправления выдаются оператором почтовой связи их получателям при условии уплаты таможенных платежей в отношении товаров, пересылаемых в этих международных почтовых отправлениях.