Нормативно-правовое регулирование системы социальных услуг в Российской Федерации

С момента принятия Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" социальное обслуживание населения в Российской Федерации фактически стало относительно самостоятельным фрагментом системы социального обеспечения, отраслью сферы обслуживания населения с обширной инфраструктурой предприятий и учреждений, предоставляющих различные виды социальных услуг в субъектах РФ. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ в законодательные акты социальной направленности внесены изменения, касающиеся организационно-управленческой модели деятельности в области социального обслуживания населения: конкретизированы отношения в сфере социального обслуживания населения; в соответствии с теоретически обоснованным составом функций государства в социальном обеспечении населения закреплены функции исполнительных органов государственной власти РФ и субъектов РФ; определен тот набор государственных услуг гражданам и организациям, которые государство обязано предоставлять в рамках бюджетного финансирования и исполнения своих конституционных обязанностей.

Основные механизмы предоставления социальных услуг включают в себя:

— перечень основных услуг, предоставляемых учреждением;

— характеристику услуги, область ее предоставления и затраты времени на ее предоставление;

— наименование стандартов социального обслуживания, требованиям которых должны соответствовать услуги;

— взаимосвязь между качеством услуги, условиями се предоставления и стоимостью (для полностью или частично оплачиваемой услуги);

— адекватные и легкодоступные средства для эффективного общения персонала с клиентами учреждений;

— возможность получения оценки качества услуги со стороны клиента;

— установление взаимосвязи между предложенной услугой и реальными потребностями клиента;

- правила и условия эффективного и безопасного предоставления услуг;

— гарантийные обязательства учреждения — исполнителя услуг.

Для того чтобы выполнить требования федерального законодательства, в настоящий период необходимо провести стандартизацию социальных услуг, так как принятые в 2000-е гг. стандарты в системе социального обслуживания населения требуют правовой доработки.

Стандартизация — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании". Стандартизация осуществляется в целях, в том числе, повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц.

В стандартах описаны основные методы, объем и качество по оказанию социальных услуг, а также категории клиентов учреждений социального обслуживания.

Стандарты социального обслуживания призваны также обеспечивать клиента учреждения социального обслуживания информацией о формах и видах социального обслуживания, повышать качество объекта стандартизации и содействовать оказанию адресной социальной поддержки населению; обеспечивать единые нормы, правила и требования к оказанию социальных услуг и социальной поддержки в рамках определения вида социального обслуживания, а также создавать условия для обеспечения соответствия социальных услуг определенным требованиям.

Предметом стандартизации выступают:

— виды социального обслуживания населения (термины, определения, параметры);

— социальные услуги;

— работы по оказанию услуг.

Условно стандарты можно разделить на несколько групп: — стандарты, содержащие основные положения в сфере социального обслуживания населения, которые определяют понятие и ОГЛАВЛЕНИЕ национальной системы стандартизации социального обслуживания населения, устанавливают общие организационно-технические положения по осуществлению социального обслуживания населения;

- стандарты на социальное обслуживание устанавливают требования к содержанию групп социальных услуг в сфере социального обслуживания, а также к деятельности учреждений по оказанию социальной поддержки населения;

стандарты на технологии и процессы социального обслуживания определяют процессы в сфере социального обслуживания и содержат требования к технологиям осуществления различных видов социального обслуживания, а также требования к технологиям оказания различных видов социальных услуг и социальной поддержки, характеристики условий, необходимых для их оказания;

- стандарты на методы контроля определяют структуру методов и процедуру контроля реализации социального обслуживания, качества оказания социальных услуг и социальной поддержки населения.

В настоящее время на территории РФ в отрасли "Социальное обслуживание населения" введены в действие Национальные стандарты социального обслуживания.

До вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" отношения в области социального обслуживания населения регулируются уже упомянутыми Федеральными законами от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". С момента принятия в указанные Законы вносились многочисленные изменения, связанные с развитием законодательства РФ по вопросам общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, организации местного самоуправления, лицензирования, стандартизации, совершенствования осуществления полномочий Правительства РФ, правового положения иностранных граждан в Российской Федерации. Действующие законы сыграли важную роль в социальной работе и развитии системы социального обслуживания населения в Российской Федерации. На их основе в субъектах РФ сформирована законодательная, материально-техническая база и кадровый потенциал, система управления и сеть учреждений различных типов и форм, осуществляющих социальное обслуживание населения. Социальным обслуживанием в Российской Федерации ежегодно охвачено около 19 млн пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем действующая в настоящее время модель организации социального обслуживания населения не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества, что является острой необходимостью в условиях модернизации России.

Об этом свидетельствуют региональные различия в объемах прав граждан на социальное обслуживание, уровнях их реализации, в доступности и качестве предоставления социальных услуг, сохраняющиеся на протяжении длительного времени очереди па получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях в субъектах РФ и пр.

В действующем законодательстве отсутствует исчерпывающий перечень конкретных оснований для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Права граждан на социальное обслуживание определяются через описания основных видов социального обслуживания, при этом ОГЛАВЛЕНИЕ социальных услуг не конкретизировано. Как следствие, в субъектах РФ социальное облуживание осуществляется по различным основаниям, что, в свою очередь, приводит к неравенству прав граждан на получение социальных услуг.

Положения ряда норм действующих законов не соответствуют нормам современного российского законодательства по вопросам совершенствования правового положения государственных (муниципальных), социально ориентированных некоммерческих организаций, общественных объединений, организации предоставления государственных и муниципальных услуг, размещения государственного (муниципального) заказа и др.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" направлен на развитие системы социального обслуживания населения в Российской Федерации через систему социальных услуг, и таким образом обеспечение и защиту прав граждан (семей) на социальное обслуживание, повышение его уровня, качества, доступности, безопасности и эффективности. Закон является единым интегрированным законодательным актом, регулирующим отношения в области социальной работы и социального обслуживания населения.

В Законе конкретизируется ОГЛАВЛЕНИЕ ряда понятий, применяемых в действующих законах, таких как "социальное обслуживание", "социальная услуга", с целью их точного и единообразного толкования и практического использования.

Предусмотрено введение ряда новых базовых понятий, необходимых для унификации подходов к организации социального обслуживания населения в субъектах РФ: "государственное задание на предоставление социальных услуг", "государственный заказчик социальной услуги", "поставщик социальной услуги", "получатель социальной услуги", "стандарт социальной услуги", "профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании". Последняя определяется как "система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности". Введение указанных терминов направлено на фиксацию сторон, участвующих в социальном обслуживании населения, их прав и обязанностей, встраивание социального обслуживания населения в систему отношений, вытекающих из новых законодательных решений относительно правового положения бюджетных, автономных и казенных учреждений, размещения государственного (муниципального) заказа, государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности, добровольчества, индивидуальных предпринимателей и т.д.

В Законе уточнен перечень принципов социального обслуживания. Конкретизировано ОГЛАВЛЕНИЕ таких принципов, как: доступность социального обслуживания населения, профилактическая направленность социального обслуживания населения, учет индивидуальной нуждаемости (адресность) при предоставлении социальных услуг, конфиденциальность информации о получателях социальных услуг, приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей этих услуг. Принципиальное значение имеет принцип достаточности финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов, и поставщиков социальных услуг. Закрепление этих норм определяет условия реализации принципов социального обслуживания населения и направлено на обеспечение единства требований к предоставлению социальных услуг в субъектах РФ, равенства нрав граждан на их получение независимо от места их проживания.

Закон расширяет и конкретизирует перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области социального обслуживания населения.

Юридически закреплены права и обязанности получателей социальных услуг, а также права, обязанности и информационная открытость поставщиков социальных услуг.

Определены полномочия федеральных органов исполнительной власти, в том числе проведение единой государственной политики в области социального обслуживания населения, установление требований к условиям получения социальных услуг. В рамках административной реформы устанавливаются общие требования к разработке и утверждению регламентов предоставления социальных услуг. Важным является утверждение критериев оценки индивидуальной нуждаемости в предоставлении социальных услуг. Требует конкретизации определение квалификационных требований к социальным работникам, необходима поддержка общероссийских социально ориентированных некоммерческих организаций — поставщиков социальных услуг, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных бюджетных учреждений социального обслуживания населения.

Принципы и функции социальной защиты и социального обслуживания

К принципам социальной защиты относятся: 1) принцип общественной целесообразности, согласно которому контингент защищенных в обществе должен быть строго ограничен лишь категориями населения, полностью или частично лишенными способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации, и росту числа иждивенцев;

2) принцип экономической эффективности, выражающийся в оптимальном соотношении объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы;

3) принцип экономической справедливости, заключающийся в экономической защите как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто по объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности;

4) принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения, согласно которому в нашей стране именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто нс может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин;

5) принцип экономической самостоятельности местных органов.

Формами реализации социальной защиты населения выступают социальные трансферты — услуги, выплаты и льготы. Важно отметить отсутствие конкуренции среди участников системы социальной защиты населения: в России монополистом в данной области является государство в лице органов исполнительной и законодательной власти. Наличие иных субъектов (неправительственных организаций, работодателей, самих граждан), как это было, например, в дореволюционной России, действующим законодательством не предусмотрено.

К функциям социальной защиты населения, относятся:

— создание условий для обеспечения всем и каждому прожиточного минимума;

- оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень;

— создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами;

— создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с общественными возможностями и с учетом культурно-национальной специфики определенного минимума потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;

— обеспечение благоприятных условий труда и защита работников от негативных воздействий производства;

обеспечение экономической безопасности членов общества;

— защита граждан от преступных посягательств;

— защита гражданских и политических прав и свобод;

— создание условий, исключающих вооруженные социальные и межнациональные конфликты;

— защита от политического преследования и административного произвола;

- обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;

— создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;

— обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.

Принципы и функции социальной защиты и социального обслуживания населения являются важнейшими механизмами реализации социальной политики.