Нормативно-правовое регулирование отношений в области телекоммуникаций
Базовым нормативным правовым актом в области коммуникаций является Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи". Этот Закон распространяет свое действие на всю территорию России, а также иные территории, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации. Основная его цель – создание условий для оказания услуг связи, обеспечение интересов государства, защита интересов пользователей, включая субъекты хозяйственной деятельности. Закон регулирует три направления деятельности: создание и обеспечение эксплуатации всех видов сетей и сооружений связи; использование радиочастотного спектра информационного пространства; оказание услуг связи.
К настоящему времени стало возможным объединять технологии телевидения и информационных сетей. Изменяется термин обозначения информационных технологий, он звучит как "технология телекоммуникаций".
Важно отметить и тенденцию к упорядочению управления деятельностью разных операторов. Этот процесс уже идет, и специалисты отмечают, что он вступил в решающую стадию.
Субъекты правоотношений в сфере телекоммуникаций
Субъектами правоотношений в сфере телекоммуникаций являются государство (в международных конфликтах), органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и частные предприятия, граждане (физические лица). По функциональному признаку они подразделяются на строительные и обеспечивающие инфраструктуру телекоммуникаций, эксплуатирующие средства связи компании, ассоциации, фирмы, а также включают пользователей различных видов связи.
Наиболее проблемной категорией субъектов являются операторы связи. Это организации, обеспечивающие контакты пользователей между собой и оказывающие услуги разных видов связи. Различаются операторы общего пользования, операторы универсального обслуживания. По видам предоставляемых услуг операторы подразделяются: на операторов (провайдеров) содержания сообщения (контента); хост-провайдеров, обеспечивающих включение сообщения в сеть; провайдеров доступа, или сетевых провайдеров. О различии и общих признаках терминов "оператор" и "провайдер" мы расскажем в специальной главе, посвященной терминологии в информационном праве. Перечень видов операторов (провайдеров) приведен и в параграфе 4.1.
Процедуры и правовое обеспечение деятельности операторов в трансграничных системах обмена электронными документами и их обращения являются одним из сложнейших вопросов практики.
Выполнение операций провайдерами (операторами) субъектов разных юрисдикций – сторонами основного правоотношения – требует не только наличия правовых норм о соответствующих процедурах, но и норм наднациональных, признаваемых юрисдикцией тех стран, представителями которых являются эти субъекты. Об этом уже было сказано ранее в параграфе 4.4 "Правовое обеспечение деятельности операторов в процессе трансграничного информационного взаимодействия". Сложность отношений широкого круга участников в области инфокоммуникаций определяет и необходимость согласования действий контрольно-надзорных органов в данной области. Это касается таких органов, как Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), судебных и других правоохранительных органов, ведомственных структур, действующих в данной области.