Нормативная правовая база общественного земельного контроля

В условиях реформ органы территориального общественного самоуправления, другие общественные объединения и граждане в соответствии с законодательством наделяются полномочиями по осуществлению контроля за подготовкой и принятием решений о предоставлении (передаче) гражданам и юридическим лицам прав на использование земельных участков и иных природных объектов. Наряду с полномочиями граждан и общественных объединений, предусмотренных в ст. 72 ЗК, их права по участию в природоресурсной и природоохранной деятельности определены в Законе об охране окружающей среды.

В силу ст. 68 указанного Закона общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

В названном Законе предусматриваются права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, ведущих деятельность в области природопользования, охраны окружающей среды (ст. 12), и система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду, – в частности указывается, что органы государственной власти и самоуправления обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, привлекаются к ответственности в установленном порядке (ст. 13 Закона об охране окружающей среды).

В законодательстве правам физических и юридических лиц должны обязательно корреспондировать не только их соответствующие обязанности, но и права, и обязанности государственных органов РФ, ее субъектов, муниципальных органов и их должностных лиц. Если этого не случается или между правами и обязанностями происходит разрыв, то реализация прав одних участников земельных отношений не гарантируется обязанностями по их обеспечению другими участниками земельных отношений, а земельные права и свободы граждан остаются нереализованными и незащищенными.

Общественный земельный контроль осуществляется общественными объединениями, органами местного самоуправления, гражданами, его задачи аналогичны задачам, решаемым иными формами земельного и экологического контроля, в том числе государственного и производственного контроля за использованием и охраной земли. Порядок участия граждан в охране и использовании земли, осуществлении общественного контроля регулируется в Федеральном законе от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", иным законодательством, подзаконными актами, уставами и другими основополагающими актами общественных объединений.

Так, согласно Федеральному закону от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их нравах и гарантиях деятельности" профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, разработке правовых актов, регламентирующих вопросы экологической безопасности. В ведении профсоюзов – контроль за состоянием охраны атмосферного воздуха, животного мира, земель и окружающей среды через свои органы, их представители имеют право беспрепятственно посещать организации, их структурные подразделения, рабочие места и требовать от работодателей немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников.

Вопросы о предоставлении общественным контролерам экологической и иной информации решаются в Законе РФ от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне". Согласно ст. 7 указанного Закона в состав сведений, не подлежащих засекречиванию, входят сведения о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, а также факты нарушения законодательства органами государственной власти и их должностными лицами. Таким образом, проблемы состояния и охраны земель, их воздействия на здоровье человека, нарушений земельного законодательства кем бы то ни было не могут быть скрываемы от участников общественного земельного контроля и лицами, осуществляющими общественный земельный контроль.

Общественный земельный контроль может осуществляться в самых различных формах, в том числе не предусмотренных законодательством, поскольку создание демократического социального государства предполагает инициативу, поиск и разнообразие форм участия граждан в управлении обществом и государством. Граждане могут сообщать в государственные и муниципальные органы о правонарушениях в области охраны земель и окружающей среды, участвовать в проверках, пикетах и иных уличных мероприятиях, а также в проведении государственного земельного и экологического контроля.

В ряде ведомств разработаны и применяются положения об общественных контрольных инспекциях. Такие инспекции и положения о них существуют в области земельных отношений, лесного хозяйства, охраны рыбных и охотничьих запасов. В ряде мест они оправдывают себя, способствуют развитию общественной инициативы, повышению ответственности за состояние земель, других природных ресурсов, всей окружающей среды, благоприятный уровень которой является весомым фактором социальной заботы государства и общества о своих гражданах.

Восстанавливаются добровольные народные дружины по охране общественного порядка, к функциям которых относится и поддержание земельного и экологического правопорядка. Уходит в прошлое навязываемое населению мнение о том, что частная собственность на землю является абсолютно неприкосновенной и должна находиться вне публичного контроля: он может проводиться в соответствии с законом, поскольку земля служит основой осуществления хозяйственной и любой иной деятельности на территории России.