"Норманнская теория"
Сведения, содержащиеся в "Повести временных лет" о начале древнерусской государственности, послужили основой возникновения так называемой норманнской теории. Ее основоположниками стали приглашенные в XVIII в. из Германии для работы в Петербургской академии наук ученые Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлецер. Опираясь на летописи, они утверждали, что восточные славяне были не способны самостоятельно создать государство, его "принесли" извне варяги. Противником данной теории выступал великий российский просветитель М. В. Ломоносов, отстаивавший мнение о существовании южных истоков древнерусской государственности и отрицавший роль скандинавов в ее формировании. Полемика между "норманнистами" и "антинорманнистами", продолжавшаяся десятилетия, в XX в. приобрела уже чисто политический оттенок. Сегодня вполне очевидна и доказана научная несостоятельность норманнской теории, основанной на тезисе о возможности "научить государству". Государство (в том числе древнерусское) возникает только на основе длительного внутреннего развития и усложнения структуры общества.
Занятия восточных славян и их социальная организация
В период формирования древнерусской государственности основу экономического развития восточнославянских союзов племенных княжений составляло земледелие. Специфику его ведения в различных регионах Восточной Европы определяли природно-климатические условия. В южных степных и лесостепных районах, отличавшихся плодородием почвы и незначительными лесными массивами, земледелие было залежным: участок целины распахивали и в течение нескольких лет подряд засеивали, потом оставляли до восстановления естественного травяного покрова почвы, а затем использовали вновь. В северных районах, преимущественно покрытых лесами, применяли подсечную систему земледелия: деревья предварительно подрубали, после высыхания их сжигали, в результате удобренная золой почва в течение нескольких лет давала хороший урожай, после истощения этой земли расчищали новый участок, но по прошествии времени заброшенные пашни использовали вновь. Среди зерновых культур преобладала пшеница, рожью засеивали лишь небольшие площади, сажали также просо, ячмень. Кроме того, восточные славяне занимались скотоводством (разводили крупный п мелкий рогатый скот, лошадей, свиней), охотой (в том числе для заготовок ценного меха), рыболовством, бортничеством и другими промыслами.
Постепенно, с развитием и совершенствованием земледелия, у восточных славян шел процесс обособления ремесла от сельского хозяйства; ремесленники (первоначально - кузнецы и гончары) начали выделяться в особую социальную группу. Стали возникать города как центры ремесла, торговли и административного управления. В укрепленной части города - детинце - находились дворы князей и знати, к ней примыкал посад, населенный ремесленниками и торговцами. Уже в IX в. существовало более 20 значительных городов, что вызывало восхищение у иностранных купцов и путешественников, побудив их называть "страну россов" Гардарики (швед. Сагс1аг1ке - букв, "страна городов").
Как правило, города строились на торговых путях (Ладога, Новгород, Киев и др.), важнейшими из которых в IX-X вв. были путь "из варяг в греки" (Балтийское (Варяжское)) море - Западная Двина или р. Нева - Ладожское озеро - р. Волхов и Ловать, далее суда по системе волоков перетаскивались в Днепр - Черное море и Византия) и Волжский торговый путь (Финский залив - р. Волга - Каспийское море и страны мусульманского Востока). Вывозили в основном мед, воск, меха, рабов, а ввозили предметы роскоши (шелковые ткани, дорогое оружие, вина, с Востока также шел массовый приток серебряных монет). Внешняя торговля обслуживала потребности знати, а основная масса населения жила в условиях натурального хозяйства (при такой системе все необходимое для обеспечения жизни производилось и потреблялось в рамках индивидуальных семей и соседских общин). В связи с этим внутренняя торговля была незначительна.
Низшим звеном социальной организации у восточных славян была соседская (территориальная) община - вервь. Ее члены объединялись не по принципу родства, как это было принято в первобытной общине, а на основе совместного проживания на одной территории; дом, скот, орудия и результаты труда принадлежали составлявшим общину индивидуальным семьям; леса, луга, водные угодья находились в совместном пользовании членов общины; пахотная земля периодически перераспределялась между входившими в общину семьями. Соседские общины объединялись в племена, последние - в союзы племен.
Союзы племенных княжений представляли собой довольно сложный социальный организм. Их центром являлся укрепленный град, а некоторые грады со временем превращались в крупные городские центры, где происходили собрания свободных мужчин союза (веча), на которых они решали важнейшие вопросы. Однако усложнение общественной жизни в рамках союзов племен вело к выделению особого слоя - старейшин, которые стали управлять племенами, поэтому значение народных собраний постепенно начало снижаться. Еще в VI-VIII вв., т.е. в эпоху массовых миграций, военных походов славян и нередких столкновений между племенными союзами, ведущие позиции стал занимать слой профессиональных воинов-дружинников во главе с князем, в руках которого концентрировалась власть в союзах племен. В связи с этим последние определяются как племенные княжения. Обладая властью и военной силой, опираясь на свой авторитет и накопленные богатства, князья, дружинники, старейшины изымали у рядовых общинников часть произведенных ими продуктов. Таким образом, в IX в. в восточнославянском этносе, имевшем широкую неславянскую периферию, создались социально-экономические условия для формирования государственности.