Нормальное поведение относительно

Нормальным поведением одни социологи считают только такое поведение, которое не разрушает общественных отношений и целостности общества, т.е. не угрожает его безопасности, не вносит хаос и разрушение.

Для других социологов нормальное поведение – это поведение, соответствующее ожиданиям других людей, представлениям о том, чего не должно быть, что может причинить им вред или пользу, что не затрагивает их психологически комфортного бытия. Большинство людей ожидают, что поведение других по отношению к ним самим будет как минимум разумным. Оно может быть хорошим или плохим, но не бессмысленным. В этом случае говорят, что человек ведет себя нормально.

Так противостоят структурный функционализм и символический интеракционизм. Один идет от общества к человеку, другой – от человека к обществу.

Рис. 1.1. Перспективы в живописи и социологии

Философские истоки главных социологических перспектив – сциентистской и гуманистической – лежат в Античности. Если Платон и Аристотель ставили общество и государство выше индивида, то отправной пункт философии Эпикура – отдельный человек, а не общественное целое. Индивид здесь первичен, а общество вторично. Через 2,5 тысячи лег прямая и обратная перспективы получат второе дыхание в социологии XX в., где им соответствовали количественная и качественная методология.

Отрасль – крупное тематическое направление, отражающее исторически сложившееся разделение труда в научном сообществе.

Отрасль и перспектива – не одно и то же. Отрасль охватывает всю совокупность исследований – эмпирических и теоретических – в разных странах, проведенных по одной и той же крупной теме, институту или сфере общества, например аграрная социология, социология города, социология знания, социология организаций, социология рынка. Перспектива охватывает все темы, изучаемые социологией, но подает их в новом, неожиданном ракурсе.

Таким образом, социологические перспективы – самое крупное разделение социологического знания. Их всего две – сциентистская и гуманистическая. Внутри каждой перспективы скрыто по несколько парадигм, или направлений (табл. 1.1). Разница между парадигмой и направлением заключается в том, что: направление определяет теоретический ход развития, т.е. некую тематическую специализацию, а парадигма – инструментально-методическую характеристику, методологию изучения социальной реальности.

Таблица 1.1

Парадигмы и перспективы внутри них

Социологические перспективы

Парадигмы (направления)

Характерные черты

Сциентистская

Структурный функционализм. Физикализм. Позитивизм. Марксизм

Количественная методология.

Операционализация понятий.

Эмпирическая проверка гипотез. Измерение

Гуманистическая

Символический интеракционизм. Феноменологическая социология

Признание неустранимости человеческого воздействия на процесс познания. Подчеркивание главенствующей роли ценностей и духовного начала, экзистенциальности бытия человека

Структурный функционализм (парадигма) мыслит общество наподобие глобальной кристаллической решетки, элементы которой – социальные группы и социальные институты – крепко связаны между собой крепкими скобами – функциями. Если связи рвутся и общество рассыпается, это значит, что функции превратились в дисфункции, а стабильность уступила место кризису.

Сторонники же символического интеракционизма (тоже парадигма) видят социальную реальность как результат взаимодействия микро-факторов – обычных людей, их поступков, а также символических систем (язык и свойственные ему стереотипы), не касаясь огромных организаций, общественных институтов и глобальных сил. Их идеи применяются при анализе межличностных контактов и ролевого поведения людей в дружеской беседе, конфликтной ситуации, шопинге, взаимопомощи[1].

Каждая парадигма переводит реальность на язык своих понятий и переменных (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Основные парадигмы социологии

Название

Характерные черты

Представители

Марксизм (социальный конфликт)

Материалистическое понимание истории как смены общественно- экономических формаций благодаря изменению способа производства, борьбе классов и социальным конфликтам

К. Маркс и Ф. Энгельс

Позитивизм

Отказ от умозрительных рас- суждений об обществе, создание позитивной социологической теории, которая должна стать столь же доказательной и общезначимой, как естественно-научная

К. Сен-Симон, О. Конт, Д. Милль, Г. Спенсер

Символический интеракционизм

Анализ социальных взаимодействий как межличностных отношений с акцентом на их символическом (языковом) содержании

Дж. Мид, Ч. Кули, У. Томас, Г. Беккер, X. Блумер, И. Гофман

Структурный функционализм

Трактовка общества как гигантской социальной системы, упорядоченной благодаря наличию самоподдерживающейся структуры, функциональным связям ее элементов и четким механизмам их взаимодействия

Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, Т. Парсонс, Р. Мертон

Приверженцы структурного функционализма, когда речь идет о теоретическом анализе реальности, переводят все явления па язык явных и латентных функций, во взаимодействие структур и институтов. Когда им говорят о том, что есть иные подходы, например символический интеракционизм, который исходят из того, что социальный мир конструируется сознанием людей, они называют такой подход ненаучным. И наоборот. Очень часто научная зашоренность и "тоннельное мышление" мешают видеть истину.

Сегодня социологам становится все более понятным, что никакое общество нельзя объяснить с помощью одной теории. Большинство методологов исходят из признания мультипарадигмальности социологии. Это означает, что познавать мир, интерпретировать эмпирические данные и строить теоретические конструкции можно с разных точек зрения. И все они будут истинными. Не признается монополия за какой-либо одной парадигмой или теорией как единственно верной.

Мультипарадигмальность обеспечивает разносторонность социологических исследований, создает возможность рассмотрения одного и того же явления в разных аспектах, обнаружения в нем многих граней. Вместе с тем она осложняет сопоставление полученных в разных исследованиях данных и выводов в ситуациях, когда эти исследования основываются на разных парадигмах.

Очень трудно студента-первокурсника, всю жизнь мыслившего категориями здравого смысла и обыденного сознания, в одночасье научить критическому взгляду на общество и многомерному видению социальных явлений. Вряд ли научит этому чтение профессиональных статей в социологических журналах и практика проведения эмпирических исследований, требующая скорее технических навыков. Здесь необходимо творческое воображение, инновационный подход[2]. На творческий путь должен вступить и сам преподаватель, который постоянно выходит за рамки формальных схем и шаблонов. Развитие способности "ставить под вопрос" очевидное и формирование социологического воображения требуют немалого времени, усилий и упражнений, прежде всего письменных работ.

Социологический практикум

Иллюзия – впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее действительности. Три силуэта находятся на различном удалении от зрителя. Самый близкий кажется самым маленьким; самый удаленный – самым большим. На самом деле все они одинаковы. Иллюзия вызвана тем, что мы смотрим не просто глазом как оптическим инструментом. В зрительном восприятии участвует интеллект, память, жизненный опыт.

Как вы думаете, какие иллюзии могут породить социологические перспективы?