Нормальное поведение относительно
Нормальным поведением одни социологи считают только такое поведение, которое не разрушает общественных отношений и целостности общества, т.е. не угрожает его безопасности, не вносит хаос и разрушение.
Для других социологов нормальное поведение – это поведение, соответствующее ожиданиям других людей, представлениям о том, чего не должно быть, что может причинить им вред или пользу, что не затрагивает их психологически комфортного бытия. Большинство людей ожидают, что поведение других по отношению к ним самим будет как минимум разумным. Оно может быть хорошим или плохим, но не бессмысленным. В этом случае говорят, что человек ведет себя нормально.
Так противостоят структурный функционализм и символический интеракционизм. Один идет от общества к человеку, другой – от человека к обществу.
Рис. 1.1. Перспективы в живописи и социологии
Философские истоки главных социологических перспектив – сциентистской и гуманистической – лежат в Античности. Если Платон и Аристотель ставили общество и государство выше индивида, то отправной пункт философии Эпикура – отдельный человек, а не общественное целое. Индивид здесь первичен, а общество вторично. Через 2,5 тысячи лег прямая и обратная перспективы получат второе дыхание в социологии XX в., где им соответствовали количественная и качественная методология.
Отрасль – крупное тематическое направление, отражающее исторически сложившееся разделение труда в научном сообществе.
Отрасль и перспектива – не одно и то же. Отрасль охватывает всю совокупность исследований – эмпирических и теоретических – в разных странах, проведенных по одной и той же крупной теме, институту или сфере общества, например аграрная социология, социология города, социология знания, социология организаций, социология рынка. Перспектива охватывает все темы, изучаемые социологией, но подает их в новом, неожиданном ракурсе.
Таким образом, социологические перспективы – самое крупное разделение социологического знания. Их всего две – сциентистская и гуманистическая. Внутри каждой перспективы скрыто по несколько парадигм, или направлений (табл. 1.1). Разница между парадигмой и направлением заключается в том, что: направление определяет теоретический ход развития, т.е. некую тематическую специализацию, а парадигма – инструментально-методическую характеристику, методологию изучения социальной реальности.
Таблица 1.1
Парадигмы и перспективы внутри них
Социологические перспективы |
Парадигмы (направления) |
Характерные черты |
Сциентистская |
Структурный функционализм. Физикализм. Позитивизм. Марксизм |
Количественная методология. Операционализация понятий. Эмпирическая проверка гипотез. Измерение |
Гуманистическая |
Символический интеракционизм. Феноменологическая социология |
Признание неустранимости человеческого воздействия на процесс познания. Подчеркивание главенствующей роли ценностей и духовного начала, экзистенциальности бытия человека |
Структурный функционализм (парадигма) мыслит общество наподобие глобальной кристаллической решетки, элементы которой – социальные группы и социальные институты – крепко связаны между собой крепкими скобами – функциями. Если связи рвутся и общество рассыпается, это значит, что функции превратились в дисфункции, а стабильность уступила место кризису.
Сторонники же символического интеракционизма (тоже парадигма) видят социальную реальность как результат взаимодействия микро-факторов – обычных людей, их поступков, а также символических систем (язык и свойственные ему стереотипы), не касаясь огромных организаций, общественных институтов и глобальных сил. Их идеи применяются при анализе межличностных контактов и ролевого поведения людей в дружеской беседе, конфликтной ситуации, шопинге, взаимопомощи[1].
Каждая парадигма переводит реальность на язык своих понятий и переменных (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Основные парадигмы социологии
Название |
Характерные черты |
Представители |
Марксизм (социальный конфликт) |
Материалистическое понимание истории как смены общественно- экономических формаций благодаря изменению способа производства, борьбе классов и социальным конфликтам |
К. Маркс и Ф. Энгельс |
Позитивизм |
Отказ от умозрительных рас- суждений об обществе, создание позитивной социологической теории, которая должна стать столь же доказательной и общезначимой, как естественно-научная |
К. Сен-Симон, О. Конт, Д. Милль, Г. Спенсер |
Символический интеракционизм |
Анализ социальных взаимодействий как межличностных отношений с акцентом на их символическом (языковом) содержании |
Дж. Мид, Ч. Кули, У. Томас, Г. Беккер, X. Блумер, И. Гофман |
Структурный функционализм |
Трактовка общества как гигантской социальной системы, упорядоченной благодаря наличию самоподдерживающейся структуры, функциональным связям ее элементов и четким механизмам их взаимодействия |
Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, Т. Парсонс, Р. Мертон |
Приверженцы структурного функционализма, когда речь идет о теоретическом анализе реальности, переводят все явления па язык явных и латентных функций, во взаимодействие структур и институтов. Когда им говорят о том, что есть иные подходы, например символический интеракционизм, который исходят из того, что социальный мир конструируется сознанием людей, они называют такой подход ненаучным. И наоборот. Очень часто научная зашоренность и "тоннельное мышление" мешают видеть истину.
Сегодня социологам становится все более понятным, что никакое общество нельзя объяснить с помощью одной теории. Большинство методологов исходят из признания мультипарадигмальности социологии. Это означает, что познавать мир, интерпретировать эмпирические данные и строить теоретические конструкции можно с разных точек зрения. И все они будут истинными. Не признается монополия за какой-либо одной парадигмой или теорией как единственно верной.
Мультипарадигмальность обеспечивает разносторонность социологических исследований, создает возможность рассмотрения одного и того же явления в разных аспектах, обнаружения в нем многих граней. Вместе с тем она осложняет сопоставление полученных в разных исследованиях данных и выводов в ситуациях, когда эти исследования основываются на разных парадигмах.
Очень трудно студента-первокурсника, всю жизнь мыслившего категориями здравого смысла и обыденного сознания, в одночасье научить критическому взгляду на общество и многомерному видению социальных явлений. Вряд ли научит этому чтение профессиональных статей в социологических журналах и практика проведения эмпирических исследований, требующая скорее технических навыков. Здесь необходимо творческое воображение, инновационный подход[2]. На творческий путь должен вступить и сам преподаватель, который постоянно выходит за рамки формальных схем и шаблонов. Развитие способности "ставить под вопрос" очевидное и формирование социологического воображения требуют немалого времени, усилий и упражнений, прежде всего письменных работ.
Социологический практикум
Иллюзия – впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее действительности. Три силуэта находятся на различном удалении от зрителя. Самый близкий кажется самым маленьким; самый удаленный – самым большим. На самом деле все они одинаковы. Иллюзия вызвана тем, что мы смотрим не просто глазом как оптическим инструментом. В зрительном восприятии участвует интеллект, память, жизненный опыт.
Как вы думаете, какие иллюзии могут породить социологические перспективы?