Ноосферный путь развития
Возрастание роли общественно-географических наук в мировом научном знании в высокой степени определяется общим процессом гуманизации науки, главными причинами возникновения которого, по мнению Η. Н. Моисеева, являются:
• возрастающая сложность вставших перед человечеством проблем, "необходимость их изучения в комплексе... требующая сочетания математических методов и методов, основанных на интуиции и аналогиях, на историческом подходе и т.д., т.е. методов гуманитарных паук";
• "постепенное осознание единства человеческих судеб и природы, рождающееся стремлением увидеть целостную картину процесса мирового развития";
• "чисто практические потребности решения гуманитарных проблем – проблем организации общества, разумное использование его потенциала, социальные аспекты экономического и экологического развития..."
Гуманизация научного знания, включая и всю систему географических наук, призвана способствовать подготовке человечества к эпохе ноосферы, к его переходу на ноосферный путь развития. Под этим путем понимается разумно управляемое саморазвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение потребностей населения осуществляется без ущерба для будущих поколений.
Ключевым в данном случае является понятие "ноосфера" (от греч. mos – разум) – сфера разума (буквально – мыслящая оболочка). Этот термин был введен в науку в 20-х гг. XX в., однако до сих пор представления о ноосфере остаются крайне противоречивыми. Ноосферная концепция (учение о ноосфере) одними учеными рассматривается как величайшее научное достижение, в то время как другие считают это светлой мечтой об управляемой человеческим разумом окружающей среде или даже утопией. Одни полагают, что ноосфера – реальность наших дней, по мнению других, эго лишь вероятное будущее.
Обратим внимание на то, что в зарождении ноосферных идей немаловажную роль сыграли русские философы-космисты, особенно Η. Ф. Федоров и С. Н. Булгаков. Первый из них в своем труде "Философия общего дела", опубликованном в 1906 г., заявил, что главная цель общего дела человечества состоит в управлении слепыми, хаотичными силами природы. Средством же для наведения порядка в природе должна стать хозяйственная деятельность. "Свобода без власти над природой – это все равно, что освобождение крестьян без земли". Это было написано через 30 лет после ликвидации крепостного права в России. "При такой свободе остается только ждать и прогнозировать, когда же человечеству не станет хватать угля, железа и хлеба, чтобы в конце концов подчиниться природе и отдать ей свою жизнь".
Главным творцом ноосферной концепции стал Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) – один из величайших ученых-натуралистов, мыслитель-энциклопедист XX в. Еще будучи студентом Санкт-Петербургского университета, в вводном разделе доклада "О предсказании погоды" (1882–1883) он рисует широкую панораму геологической деятельности человечества в историческом развитии. Убедительно и ярко он развивает мысль о том, что в XIX в. человечество в результате достижений науки и техники превратилось в ведущую силу планетарного масштаба: "Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда еще это влияние не было так разнообразно и так сильно. Человек настоящего времени представляет из себя геологическую силу – и сила эта сильна именно тем, что она все возрастает и предела ее возрастания не видно нам..."
К ноосферным идеям ученый пришел, изучая эволюцию биосферы. Уже к началу 90-х гг. XIX в. у Вернадского окончательно складывается ведущий принцип его мировоззрения – принцип творческого характера человеческого разума, не только отражающего внешний мир, но и активно воздействующего на окружающие людей условия существования.
Суть ноосферной концепции была в достаточно полном виде изложена Вернадским в 1920 г., когда он был профессором, а затем и ректором Таврического университета в Симферополе. В одной из его лекций развивается мысль о том, что человек вместо прежней создает новую, культурную природу, резко меняя облик земной коры.
Превращаясь в основную геологообразующую силу, человек должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие природы. На определенном этапе развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными, биосфера перейдет в сферу разума – в ноосферу. Заметим, что термин "ноосфера" Вернадскому не принадлежит. По свидетельству самого ученого, это слово было создано французским математиком и философом Э. Леруа в 1927 г. во время обсуждения в Париже доклада Вернадского о его концепции развития биосферы.
Именно в 1920-х гг. формируются ключевые положения учения В. И. Вернадского о ноосфере, которые в кратком виде заключаются в следующем: а) человечество – великая геологическая сила; б) эта сила есть разум и воля человека как существа социально организованного; в) лик планеты изменен человеком настолько глубоко, что оказался затронутым ее биогеохимический метаболизм; г) человечество эволюционирует в сторону обособления от остальной биосферы. Эти положения получили развернутую характеристику в работах ученого "Научная мысль как планетное явление" и "Несколько слов о ноосфере".
В. И. Вернадский и его единомышленник – французский ученый П. Тейяр де Шарден понимали ноосферу как уже давно переживаемое Землей состояние, эволюционизирующее сопряженно с историей человечества. Отсюда следовал вывод: ноосфера – это и прошлое земной цивилизации, и наша современность (в 1940 г. Вернадский писал: "Мы находимся в состоянии ноосферы"). В то же время в его трудах часто встречается двойственное толкование этого понятия: с одной стороны, ноосфера рассматривается как земная реальность, развивающаяся уже не одно тысячелетие, с другой – как некое близкое будущее.
Многие ученые, естествоиспытатели и особенно философы полагают, что ноосфера – это лишь некое будущее человечества, а не наша реальность. Так, П. П. Моисеев считает, что ноосфера – это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность направлять развитие биосферы в интересах Человека, его будущего. Далее он подчеркивает: "Переход биосферы в ее новое состояние, которое мы называем теперь ноосферой, т.е. вступление человечества в новую эру своего развития, в эпоху ноосферы, обеспечение коэволюции человека и биосферы не могут произойти автоматически. Это будет мучительный и небыстрый процесс выработки новых принципов согласования своих действий и нового поведения людей. Другими словами, новой нравственности. Это означает, что переход в эпоху ноосферы потребует коренной перестройки всего нашего бытия, смену стандартов и идеалов".
И в этом сложнейшем процессе большую роль призваны сыграть общественная география (в широком смысле слова) и молодые высококвалифицированные кадры специалистов в этой области знания.