Номинализм, реализм, рационализм
Номинализм – философское учение, согласно которому общие понятия не имеют онтологического содержания. Общее сводится к словам, или именам (nomina). В схоластике – в Средние века – номинализм противостоял реализму (в решении проблемы универсалий).
Концептуализм признавал уже существование общих понятий в познающем их уме.
Реализм – "объективно-идеалистическое философское учение, согласно которому общее обладает объективным существованием, предшествует единичным конкретным предметам и независимо от них" [Философская энциклопедия, т. 4, с. 474].
Релятивизм в сочетании с номинализмом стал характерным и для новых философских направлений, в частности неопозитивизма уже упоминавшегося критика позитивизма американского логика, математика и философа У. Куайна. Он рассматривал проблему возможностей научного познания как выявления его пределов, задаваемых рамками формальной системы, объединяющей получаемые с помощью наблюдения и эксперимента данные. Логические и лингвистические аспекты анализа роста научного знания стали в этой концепции главенствующими. В споре с одним из классиков неопозитивизма Р. Карнапом он подчеркивал, что принятие тех или иных языковых каркасов – результат, получаемый в практике научной деятельности ученых. Взаимное согласие, или конвенция, – это социально-психо- логический, а не формально-лингвистический фактор.
Фаллибилизму сегодня противостоят различные концепции рациональности. Отметим самое широкое понимание онтологического рационализма (идущее от Платона и Лейбница до Гегеля).
Рационализм – "любое учение, согласно которому всякая реальность имеет в себе самой или в начале, от которого она происходит, достаточное основание для своего бытия" [Философская энциклопедия, т. 4, с. 470].
В теории познания рационализм стал той философской базой в XVII в., которая противопоставила ортодоксальному теологическому мировоззрению осмысление достижений математики и естественных наук, где получение истины с логическими свойствами всеобщности и необходимости связывалось не с опытом, а со свойствами самого разума.
"Ослабление" классического рационализма обсуждалось выше в связи с теорией познания И. Канта. Рационализму противостоял интуитивизм и другие иррационалистические теории познания.
Новые зарубежные концепции рациональности связываются с оцениванием как основополагающих научных гипотез, так и правил их проверки, институциализирующих путь к истинному знанию. И эти пути сопричастны друг другу, так как люди способны децентрироваться с одних типов рациональности на другие, понимая друг друга.
Реализм также прослеживается в современных методологических концепциях. Автор одной их "сильных" версий реализма В. Ньютон-Смит формулирует следующие утверждения: 1) теоретические высказывания истинны или ложны в зависимости от того, каким мир оказывается сам по себе, а не в силу познающего его ума; 2) доказательствами истинности теории могут выступать свидетельства существования тех сущностей, которые должны существовать, чтобы теория была истинной; 3) можно рационально решить, какая из конкурирующих теорий более близка к истине; 4) исторически сложившаяся последовательность теорий в естественной науке является последовательностью теорий, расположенных по мере большего приближения к истинности [цит. по: Помогайбин В. Н., 2001, с. 386].
И наконец, отметим жизненность последнего из названных противопоставлений – рационализма и интуитивизма.