Номенклатура показателей качества
Каждая из основных групп показателей КП, классифицированная по однородности характеризуемых свойств, содержит ряд подгрупп и показателей:
• назначение: классификационные, состава и структуры, социальные (своевременный выход на рынок, социальный адрес и потребительский типаж, соответствие товаров спросу, ассортимента, моральное старение и др.), функциональные (производительность, скорость, объем памяти, КПД, быстродействие и др.);
• надежность: безотказность (вероятность безотказной работы, вероятность отказа, средняя наработка до отказа, средняя наработка на отказ, интенсивность отказов и др.), долговечность (средний ресурс, назначенный ресурс, средний ресурс до списания, средний ресурс до капитального ремонта, гамма-процентный ресурс, срок службы, средний срок службы, срок гарантии и др.), ремонтопригодность (вероятность восстановления в заданное время, среднее время восстановления, интенсивность восстановления, среднее время простоя и др.), сохраняемость (срок сохраняемости, средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости и др.);
• экономное использование ресурсов, энергии: экономное использование и удельный расход сырья, материалов, экономичность энергопотребления, трудовых ресурсов и др.;
• эргономические: соответствие изделия эргономическим требованиям к рабочей позе, зоне досягаемости; соответствие изделия двигательной способности и органам чувств; соответствие изделия возможностям информационного взаимодействия человека и изделия, навыкам и профессиональной подготовке человека; коэффициенты, характеризующие влияние окружающей среды (через изделие) на эффективность деятельности человека, и др.;
• эстетические: информационная выразительность (знаковость, в том числе товарный знак, оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде), рациональность формы (функционально-конструктивная приспособленность, целесообразность), целостность композиции (организованность объемно-пространственной структуры, тектоничность, пластичность, графическая прорисованность формы и элементов, колорит), совершенство производственного исполнения и товарного вида (тщательность покрытия и отделки поверхности; чистота выполнения сочленений, скруглений и сопрягающихся поверхностей; четкость исполнения фирменных знаков, указателей, упаковки и сопроводительной документации; устойчивость к повреждениям);
• экологические: физические (механические – уровни пылевыделения, уплотнения почвы, шума, ультразвуковых колебаний и др.; электромагнитные – уровни радиопомех, биологической активности электромагнитного поля и др.; радиационные – уровни излучаемости альфа-, бета- и гамма-частиц); химические (ОГЛАВЛЕНИЕ токсичных веществ, выбрасываемых в окружающую среду; коэффициент сохраняемости токсичных веществ и др.); микробиологические (уровень патогенности и вирулентности микроорганизмов, выделяющихся из препаратов микробиологического синтеза, и др.); наличие знаков экологичности и др.;
• безопасность: механические (коэффициенты деформируемости, изнашиваемости, коррозионной устойчивости и др.; уровень шума и вибраций), электрические (время срабатывания электрозащиты, вероятность поражения электротоком и др.), термические (вероятность переохлаждения и перегрева, уровень термохимической агрессивности и др.), пожаро- и взрывоопасные (вероятность возникновения пожара или взрыва и др.), биологические (вероятность биологической опасности и др.), наличие знаков безопасности и др.;
• патентно-правовые: патентная чистота, патентная защита и др.;
• стандартизация и унификация: применяемость, повторяемость, межпроектная унификация, унификация группы изделий и др.;
• технологичность: основные (трудоемкость изготовления, уровень технологичности по трудоемкости изготовления, технологическая себестоимость изготовления, уровень технологичности по себестоимости изготовления) и дополнительные (коэффициент применения типовых технологических процессов; сухая масса; удельная материалоемкость; коэффициенты использования материала, применяемости материала; сборности; относительная трудоемкость заготовительных работ и процесса изготовления; коэффициент эффективности взаимозаменяемости; относительная трудоемкость подготовки изделия к функционированию, профилактического обслуживания функционирующего изделия и ремонта изделия; удельная трудоемкость подготовки изделия к функционированию, профилактического обслуживания функционирующего изделия и ремонта; относительная технологическая себестоимость заготовительных работ; относительная себестоимость подготовки изделия к функционированию, профилактического обслуживания функционирующего изделия и ремонта изделия; удельная технологическая себестоимость изделия; удельная себестоимость подготовки изделия к функционированию и др.);
• транспортабельность: габаритные размеры; масса; коэффициент максимально возможного использования вместимости транспортного средства; диапазон допустимых температур, влажности, давления и ударных нагрузок при транспортировке; затраты; время и трудоемкость подготовительных и заключительных работ и др.;
• вторичное использование или утилизация (уничтожение):
вторичное использование (коэффициент вторичного использования и др.), утилизация (трудоемкость и цена утилизации и др.), уничтожение (трудоемкость и цена уничтожения и др.);
• сервисные: наличие и удаленность сервисных структур; уровень качества сервисного обслуживания; стоимость обучения, монтажа, кредитования, поставок; гарантийные сроки; стоимость утилизации, вторичного использования и др.;
• экономико-коммерческие: полная себестоимость изготовления и др., единовременные затраты потребителя (цена продукции, затраты на упаковку и др.), текущие затраты потребителя – цена потребления (использования).
Для характеристики стабильности того или иного показателя качества можно использовать статистические показатели, отражающие рассеивание фактических значений показателей качества совокупности единиц однородной продукции.
Среди потребительских свойств одним из важнейших для продукции (особенно машиностроительной) является надежность. Для условий рынка сравнительно значимыми являются эстетические показатели, среди которых следует отметить знаковость и стилевое соответствие, входящие в подгруппу информационной выразительности. Одним из показателей знаковости является наличие товарного знака – специального обозначения, позволяющего отличить соответствующую продукцию (товар, услугу) от однородной продукции других юридических или физических лиц. Практика зарубежных предприятий показывает, что товарный знак может стать действенным инструментом в конкуренции, в продвижении и реализации изготовителем своей продукции, а для потребителей он является тем средством, которое позволяет им экономить время при приобретении товаров и ориентироваться при их выборе. Товарные знаки являются, как известно, объектами купли-продажи. При этом стоимость товарного знака во многом определяется его популярностью среди потребителей данной продукции (табл. 3.3).
Таблица 33
Примеры стоимости товарных знаков
Фирма |
Стоимость товарного знака, долл. США |
Примечание |
"Кока-кола" |
2,5 • 109 |
В 5 раз больше, чем балансовая стоимость фирмы |
"Кэмел" |
10 • 106 |
Оценка фирмой-владельцем |
"Крафт" |
9,75 • 106 |
Фирма "Филипп-Морис" купила фирму "Крафт" за 13 • 109 долл. США, что больше ее балансовой стоимости в 4 раза |
"Раунтри" |
2 • 106 |
Корпорация "Нестле" купила фирму "Раунтри" за 2,5 • 109 долл. США, что больше ее балансовой стоимости в 5 раз |
"ЛОМО" |
5 • 106 руб. |
В ценах 1991 г. |
"Столичная" |
400 • 106 |
Это объем реализации водки "Столичная" за рубеж почти за 10 последних лет |
"Фирма В. М. Зайцева" |
1 • 106 |
Лицензия на использование товарного знака, представляющего собой факсимиле модельера В. М. Зайцева, приобретена в США |
Популярность товарного знака определяется, как правило, объемами реализации товара тем или иным предприятием, которому принадлежит оцениваемый знак. При таком подходе стоимость товарного знака (Стз) рассчитывается по формуле
Стэ = m В – руб., (3.2)
где т – коэффициент, характеризующий зависимость стоимости товарного знака от объема реализации товара предприятием (В) в течение года.
По оценкам предприятия "Московское патент-бюро", величина этого коэффициента равна примерно 2, т.е. Стз составляет примерно двухлетний валовой объем оборота товара предприятием, имеющим такой товарный знак. Однако очевидно, что Стз зависит не только от объемов реализации, даже не столько от него, сколько от качества и конкурентоспособности реализуемого товара. Следовательно, при расчете Стз это также необходимо учитывать, тогда в общем виде ориентировочная стоимость товарного знака рассчитывается по формуле
(3.3)
где К – уровень конкурентоспособности товара (может быть равен 1, больше или меньше 1); н – степень при показателе уровня конкурентоспособности товара, усиливающая или уменьшающая ее влияние на стоимость товарного знака (с достаточной для практики точностью при К = 1 величину н можно принять за 2).
Необходимо отметить, что величину В следует определять как среднеарифметическую по данным за последние 3–4 года.
Таким образом, стоимость товарного знака с достаточной для практики точностью можно определять по формуле (или по графику, построенному по данной формуле)
(3.4)
Вместе с тем теоретически следует учитывать влияние на нее не только конкурентоспособности товара, но и каждого конкурентоспособного предприятия, так как очевидно, что они тоже воздействуют на Стз с различной степенью влияния ni (т.е. дифференцированно). Кроме того, необходимо принять во внимание еще и стоимость разработки и регистрации товарного знака (Срр). С учетом этого
(3.5)
где Кi – уровень конкурентоспособности i-й составляющей конкурентоспособности предприятия (в том числе конкурентоспособности товара); аi – коэффициент i-й составляющей конкурентоспособности предприятия, а и их сумма равна 1, т.е.
(3.6)
п – число составляющих конкурентоспособность предприятий; нi – степень при i-й составляющей конкурентоспособности, усиливающей или уменьшающей ее влияние на Стз. (Кi может быть больше или меньше 1.)
При учете только одной составляющей (например, конкурентоспособности товара) формула приобретает следующий вид:
(3.7)
Наряду с товарными знаками большое значение для формирования фирменного стиля и успешного выхода на рынки сбыта имеют знаки соответствия, сертификаты, этикетки, эмблемы и т.п. Среди таких знаков наибольшее внимание привлекают те, которые связаны с экологичностью предприятия и товаров.
Достигнутые численные значения показателей качества однородной продукции при массовом или серийном производстве обычно определяются по совокупности основных ее статистических параметров. Стабильность основных параметров продукции характеризуется количественными величинами их рассеивания. Для налаженного производства рассеивание того или иного показателя качества продукции всегда меньше, чем в нестабильном, неотлаженном производстве.
Рассеивание показателей качества продукции можно характеризовать показателями однородности: средним квадратическим отклонением, размахом, дисперсией, коэффициентом вариации.
Среднее квадратическое отклонение численной величины показателя качества продукции в абсолютных единицах относительно среднего арифметического значения определяется по известной формуле
(3.8)
где `Р – среднее арифметическое значение показателя качества продукции, которое вычисляется по формуле
(3.9)
где Рi – i-e значение показателя качества продукции; п – количество измеренных значений показателя качества (например, линейный размер n-го количества изделий одного и того же вида). Дисперсия является квадратом среднего квадратического отклонения, т.е.
(3.10)
Размах показателя качества представляет собой разность между максимальным и минимальным значением его среди n-го количества измерений, на практике для оценки рассеивания показателя качества продукции от среднего арифметического значения более удобна Si чем Дi, так как размерность ее совпадает с размерностью показателя качества.
При необходимости характеристики рассеивания значения показателя качества в относительных единицах можно использовать такой показатель однородности, как коэффициент вариации (V), который определяется по формуле
(3.11)
или
(3.12)
Коэффициент вариации может использоваться при анализе и изучении технологических процессов производства.