Ницше: сверхчеловек и воля к власти

Немецкий философ Фридрих Ницше (1844–1900) на первых порах был последователем Шопенгауэра. Однако в процессе формирования своих философских взглядов стал достаточно критично относиться к своему предшественнику. Ницше считает учение Шопенгауэра средством выражения его собственной индивидуальности. Постижение всей глубины шопенгауэровского видения – необходимый шаг, но должна все-гаки существовать альтернатива "жизнененавистнической" позиции, выражающейся в стремлении избавиться от воли и презрения к человеческой природе. Решение Ницше является простым и радикальным: необходимо активное самоутверждение ("Стань тем, кто ты есть!"), распространяющееся также на собственную боль и даже на собственную жестокость, поскольку они часть пас самих. Из шопенгауэровского понятия "воля к жизни" Ницше выводит понятие воли к власти и пытается представить эту волю как основную движущую силу, определяющую не только человеческое поведение, но и в некотором смысле жизнь Вселенной. Воля к власти – не политический принцип, а попытка связать поведение, образ мыслей и культурные ценности человека с основополагающим стремлением к размножению и власти над миром и над самим собой. Мысли Шопенгауэра о том, что миропорядок определяется разумом живых существ, принадлежащих к определенному биологическому виду, преломилась в утверждении Ницше, что не существует абсолютных истин и ценностей, а есть только наши собственные представления и выдумки, помогающие нам справляться с жизнью. Аскетический идеал Шопенгауэра Ницше считает основополагающим для западной культуры: "Человек предпочтет скорее хотеть ничто, чем ничего не хотеть".

Хотя взгляды Ницше достаточно последовательны, нельзя сказать, что он создал какие-то новые системы или теории в онтологии или эпистемологии. Ницше не был философом академического склада, он любил говорить парадоксами, часто шокируя читателей. Наиболее значительными являются идеи Ницше в области этики и критики религии. Часто философию Ницше называют "переоценкой всех ценностей".

Отказ от вечных ценностей толкает Ницше к выдвижению парадоксального тезиса о смерти Бога. "Кто его убил? – ставит вопрос Ницше. – Я вам скажу. Это мы его убили: я и вы. Мы – его убийцы". Убийство Бога заключалось в последовательном отказе от ценностей, которые всегда лежали в основании западной цивилизации. Человек постепенно устранил мир сверхъестественного и все, что с ним связано, – идеалы, ценности. Бог исчез вместе с миром сверхъестественного. С ним исчез старый человек, а нового еще нет.

Атакуя христианство, Ницше не останавливается в почтении и перед традиционной моралью. Он видит в ней "мораль рабов и побежденных слабаков, восставших против всего благородно красивого и аристократического". Но необходимо отметить, что этика Ницше не является этикой самооправдания. Самые жесткие требования Ницше призывает человека предъявлять к себе. Парадоксальный совет Ницше "Падающего – подтолкни!" означает необходимость воспитать в себе необычайную силу воли, которая поможет человеку выжить в самых сложных обстоятельствах. Силу воли в человеке Ницше ставит превыше всего.

Предшественники современной философии сделали многое для того, чтобы она оказалась совершенно непохожей на философию Нового времени. Они заложили основы философии иррационализма – концепции, отрицающей возможность разумного познания действительности или существенным образом ограничивающей такую возможность. Отрицая или принижая рациональное познание, иррационализм выдвигает на первый плен вперациональные аспекты духовной жизни человека: инстинкт, интуицию, чувство, волю, мистическое озарение, воображение, любовь, бессознательное и т.п. Обычно иррационализм утверждает алогичный, иррациональный характер самой действительности. Это исключает ее познание с помощью разума или делает такое познание второстепенным.