Ницше
Переоценить значение немецкого мыслителя Фридриха Вильгельма Ницше (1844-1900) для развития последующей философии – невозможно. Он оказал колоссальное влияние на XX в., где не было ни одного крупного автора, кто не признал бы его первенства в деле формирования современного интеллектуального взгляда на многие процессы. Ницше начинал ученую карьеру как классический филолог, но через десять лет оставил преподавание и занялся исключительно философией. Для этики важное значение имеют его произведения "По ту сторону добра и зло" (1886) и "К генеалогии морали" (1887), хотя взгляд на смысл человеческой жизни составляет главный предмет рассмотрения всех его книг. Попутно следует отметить, что Ницше был чрезвычайно плодовитым писателем: собрание его сочинений занимает три десятка объемных томов. Причем все было написано до 44 лет; в начале 1889 г. Ницше настигла душевная болезнь и после этого он больше ничего не создал.
Этические взгляды Ницше поражают своей радикальностью. Мы уже отмечали, что после столь убедительной картины нравственного сознания, нарисованной Кантом, само слово "мораль" стало отождествляться с кантовским взглядом. Все последующие из рассмотренных философов критиковали тот или иной аспект этого взгляда, но никто не ставил под сомнение саму необходимость следования морали. Ницше как раз стал тем философом, которой довел критику кантианства до логического завершения, открыто высказав недоверие самому феномену нравственности. Свою позицию он называет "имморализмом", который не следует путать с аморализмом. Ее суть состоит в том, чтобы посмотреть на мораль объективно, выйдя "но ту сторону добра и зла", а не заведомо предаваться моральной проповеди, чем, по мнению Ницше, занимались все философы до него.
В чем же состоит причина недоверия философа к морали? Во-первых, он выступает категорически против нормативности. Из последующей цитаты его взгляд становится предельно ясным: "Во всякой морали дело идет о том, чтобы открывать либо искать высшие состояния жизни"[1]. Собственно, вся философия Ницше была посвящена поиску совершенной жизни, но на этом пути он оказался вынужден отбросить современную ему мораль, поскольку, с его точки зрения, она не дает жизни развиваться. И главная проблема заключается в том, что эта упадочная мораль господствует на земле почти две тысячи лет, делая человека слабым и беспомощным.
В книге "К генеалогии морали" Ницше воссоздает грандиозную картину подмены ценностей, случившейся после возникновения христианства. Подмены столь эффективной, что даже все исследователи, начиная искать истоки морали, почему-то заняты поиском неэгоистических форм взаимодействия людей. То есть добро априорно отождествляется с жертвенностью, помощью своему ближнему и т.д. Но кто когда-нибудь сумел надежно обосновать это тождество? Оригинальность Ницше заключается в том, что он утверждает обратное: когда-то, в глубокой древности, хорошим считалось все то, что происходило в результате поступков наиболее сильных и знатных людей. Сами поступки могли быть какими угодно, даже предельно жестокими. Но эта избранная каста людей (в качестве примера Ницше приводит гомеровских героев) присвоила себе право называть свои поступки хорошими, отличая их от действий простолюдинов, которых они считали слабыми и убогими. Причем, чем более "злыми" в нашем понимании были их свершения, чем больше жестокости было явлено в бесконечных войнах и походах, тем более громко поэты и историки прославляли "наилучшие" поступки великих людей. Таким образом, в сознании людей закрепились две устойчивых ассоциации: "сильный – аристократический – знатный – хороший" и "слабый – плебейский – простой – плохой". Между двумя кастами сохранялась абсолютная дистанция, но они не относились друг к другу с ненавистью. Сильные презирали слабых и по-своему любили их как "материал" для их подвигов, а слабые, наоборот, боялись приближаться к героям, воспринимая их как небожителей.
Указанное выше состояние нравов Ницше считает идеальным полем для развития высших способностей личности. По "золотой век" длился недолго. Импульс к перевороту появился в среде самих аристократов. Оказалось, что их сообщество не было единым: в нем различалась группы воинов и жрецов. Первые добывали себе славу физической силой, вторые – навязывая свой способ оценки происходящего. Разумеется, власть принадлежала воинам, а вместе с ней и право на лучшую часть добычи. Но жрецы требовали лучшую часть себе под видом необходимости приносить жертву высшим силам. Они требовали, но нс получали. Оспорить свой интерес в открытой схватке они не могли, но от этого только усиливалась их зависть к сильным и желание властвовать. Рассуждая о положении жрецов, Ницше открывает феномен, названный им "рессентиментом" (от французского понятия, обозначающего многократные, навязчивые переживания одних и тех же отрицательных эмоций). В его интерпретации рессентимент – это одновременно зависть и ненависть, замешанные на бессилии что- либо изменить и мечтающие о мести. Пока герои совершали подвиги, жрецы копили в себе отрицательную энергию, которая в итоге вылилась в нравственную катастрофу.
Восстание в морали начинается с того, что рессентимент осознает себя как творческую силу и начинает навязывать свои ценности. Переворот начинают жрецы, но они быстро вовлекают в него плебеев, делая вид, что перенимают их установки. Следует заметить, что Ницше считает ценности самым страшным оружием в борьбе за власть. Физическая сила может одержать локальную победу, а вот успешное навязывание своих оценок влечет за собой длительное господство. Жрецы переворачивают всю существовавшую доселе систему ценностей с "ужасающей последовательностью". Отныне все знатное, могущественное, свободное и сильное получает ярлык злого. Напротив, все низменное, рабское, слабое и больное превозносится как доброе. Характерно изменение понятий "хорошее" и "плохое" на "доброе" и "злое". Таким образом, происходит их абсолютизация: рыцарский способ оценки навсегда провозглашается порочным, а плебейский – подлинно добродетельным. Меняется и отношение между двумя кастами: отныне слабые ненавидят и проклинают сильных, которые пока еще не замечают опасности. Окончательно новую систему нравов закрепляет христианство с его культом помощи всем слабым, убогим, больным.
Отныне торжествует жреческий способ оценки. Но работа по уничтожению свободного человека, превращению его в примитивное, понятное и униженное существо продолжалась на протяжении всей христианской эпохи. Суть деградации сильной личности заключается в том, что все ее свободолюбивые инстинкты, которые раньше имели выход в поступках и прославлялись как самые лучшие, отныне замыкаются в психике и начинают разрушать ее изнутри. Но человек, с точки зрения Ницше, это хищный зверь, которому необходимо совершать насилие. Поэтому жреческая мораль делает все, чтобы подавить инстинкты свободы путем предписания различных аскетических практик.
Помимо того что господствующая мораль прославляет все слабое и убогое, Ницше указывает еще одно ее важное свойство. Она – не творческая, не созидательная. Ее ценности сформировались как реакция на поступки сильных людей, поэтому философ так и называет ее – "реактивной". Сама она ничего не может создать, но способна разрушить. В присущей ему афористической форме философ провозглашает ее тягой говорить "нет" миру, в то время как аристократическая система ценностей говорила "да". Отсюда автор окончательно осуждает христианскую мораль, называя ее искусственно "сфабрикованным идеалом".
Прочитав такое, мы вправе спросить: если вся предшествующая этика за редким исключением шла по ложному пути, прославляя неэгоистические мотивы, то что же взамен предлагает Ницше? Надо сказать, что положительная часть его этики выглядит не столь последовательно, как критическая. Он понимает природу человека как развитие биологического инстинкта воли к власти (силе). Однако у абсолютного большинства людей этот инстинкт подавлен господствующей моралью, и лишь избранные считают себя выше ее и живут по принципу "ничего не истинно, все позволено". В сущности, нравственный идеал Ницше – это отсутствие любых ограничений, поэтому он столь плохо относится к морали. Иногда в его произведениях встречаются эпатирующие рассуждения о том, что неплохо бы вернуться к эпохам кровавых войн, где бы мир потрясли своей жестокостью лучшие из людей – "белокурые бестии". Но защитники Ницше утверждают, что в его философии речь идет все же о духовной борьбе, где мыслитель противостоит стереотипам общества и требует от нас воспитать в себе творческую личность, способную на глубокое познание происходящего вокруг.
Как бы мы ни оценивали наследие Ницше, следует признать огромную важность его выводов для практической философии. Во-первых, он призвал к более углубленному пониманию личности, в которой инстинкты оказывают не менее, а то и более существенное влияние на поведение, чем разум. Во-вторых, он убедительно показал недостаточность узкого, сугубо нормативного понимания нравственности. Мораль как тяга человека к наилучшей жизни не умещается в запретах; ориентиром для нес становятся ценности, которые можно реализовать на пути к совершенству. Данные размышления Ницше породили попытки построения этики на новых теоретических основаниях, где главную роль сыграет ценностное понимание добра.