Завершение промышленного переворота в России. Начало индустриального периода
В научной литературе выделяются два этапа развития промышленности в пореформенной России: 1) с начала 1860-х гг. до середины 1880-х и 2) с середины 1880-х до конца столетия. В течение первого периода происходит переход большинства отраслей на капиталистические способы ведения хозяйства. Утверждается фабрично-заводское производство, закладываются предпосылки для индустриального развития. В ходе него рождаются новые виды производств: транспортное машиностроение, нефтедобывающая промышленность, сталерельсовое производство. Иными словами, к середине 1880-х гг. завершается начальный этап индустриализации, который совпадает с окончанием промышленного переворота, начавшегося еще в царствование Николая I.
В течение второго периода промышленное развитие России во многом определялось потребностями железнодорожного строительства. Именно оно подталкивало становление различных производств, заставляя их соответствовать нуждам развивающегося транспорта. В основе происходивших в 1880-90-е гг. экономических изменений лежала коренная реконструкция промышленного производства. Она охватила важнейшие отрасли, в том числе и освоение нового вида энергии (электричества) в промышленных целях. К началу XX в. указанные процессы обеспечили России 5-е место в мире и 4-е в Европе по абсолютным показателям промышленного производства.
Отмена крепостного права являлась мощным стимулом для развития российской промышленности, которая в 1860-80-е гг. характеризовалась, с одной стороны, переходом ее старых отраслей на вольнонаемный труд и паровую энергетику, а с другой - появлением новых производств, рожденных в ходе завершения промышленного переворота. Однако поначалу общее положение в промышленности было тяжелым. Она оставалась при старой технической и технологической основе, даже паровые котлы топились дровами или торфом, что мешало использовать их на полную мощность. Особенно трудно шли дела в тяжелой промышленности. "Избитые, изработанные машины, - писал ученый-металлург В.Е. Грум-Гржимайло, - работали только из любезности и постоянно ломались. Запасных частей не было. Ремонт гнали денно и нощно. Все это создавало в заводе тяжелую атмосферу неуверенности в завтрашнем дне".
1860-70-е гг. отмечены широким распространением мелкой крестьянской промышленности, которая во многом была уже капиталистической. Ее производители работали на скупщиков и фабрикантов. В Московской области, например, 40 % мелких промыслов применяли наемный труд. Однако здесь царили самые грубые формы эксплуатации, и оплата труда была много ниже, чем на городских предприятиях. Сохранение традиционных, отсталых форм производства объясняется низкой покупательной способностью крестьянства (большинства населения страны), не могущего себе позволить приобретения городских товаров. В то же время мелкие домашние предприятия создавали базу для роста крупной капиталистической промышленности. По словам экономистов, в России не "мужик шел за фабрикой", а фабрика перемещалась к деревне, поближе к дешевой рабочей силе. В 1890-е гг. в рабочих поселках, выросших из деревень, проживали 52 % рабочих, занятых в крупной промышленности.
В начале 1870-х гг. после отмены откупной системы гигантскими темпами стала развиваться добыча нефти, за 16 лет она увеличилась в 46,6 раза, а к началу XX в. выросла еще в 3 раза. Поначалу из нефти производился главным образом керосин, а мазут сжигался на месте в виде топлива. В дальнейшем спрос на нефтяное топливо заметно увеличился, а доля керосина в общем выпуске нефтепродуктов сократилась до 20 %. Похожие процессы происходили и в зонах добычи каменного угля. Так, в Донецком бассейне с 1870-го по 1880 г. его добыча увеличилась в 5,5 раз. Вместе с тем потребность в энергоносителях удовлетворялась в середине 1880-х гг. на 63 %, поэтому на уральских и ижевских заводах приходилось пользоваться архаичными водяными колесами и древесным углем.
Роль локомотива индустриализации в России сыграю железнодорожное строительство. За 1860-70-е гг. общая протяженность железных дорог в России выросла в 14 раз и достигла 21 тыс. верст. В грузообороте преобладали сельскохозяйственные грузы (зерно составляло 32% всех перевозок), т.е. развитие железнодорожной сети повышало товаризацию сельского хозяйства. В 1870-е гг. железные дороги целенаправленно сооружались для обслуживания тяжелой промышленности, однако все предыдущие десятилетия затмил бум 1890-х гг. За 10 лет (1893-1904) протяженность рельсовых магистралей увеличилась на 87 % и составила 56 тыс. км. К началу XX в. протяженность железных дорог России уступала только Северной Америке, однако плотность отечественных дорог на единицу площади была явно недостаточной.
В объеме грузоперевозок сельскохозяйственные товары в 1890-е гг. уступили первое место промышленным. Более половины всех промышленных грузов составляла продукция топливно-металлургической промышленности. По сумме доходов железных дорог ведущее место занимал Юг России (31,1 % общего объема перевозок). Далее шли Московский промышленный и Центрально-Черноземный районы - 17,7 %, Запад и Северо-Запад - 12,2 %, Сибирь и Дальний Восток - 2,8 %, Урал - 2 %. Железнодорожное строительство стало полем первоначального накопления капиталов, здесь за короткий срок выросли состояния железнодорожных магнатов - фон Мекка, Поляковых, Мамонтовых, фон Дервиза и др. Однако его значение этим не ограничивалось.
Железнодорожный бум потребовал колоссального количества металлических изделий (на 1 км пути использовалось 100 т металла). В 1880-е гг. были разведаны запасы превосходной железной руды в Кривом Роге, но увеличение темпов выплавки стали было возможно только при условии совершения технологического переворота в ее производстве. Это оказалось выполнимо лишь после внедрения бессемеровских конвертеров. Реконструкция российских металлургических заводов дала поразительные результаты, с 1882-го по 1896 г. уральское чугунно-литейное производство выросло на 218 %, да и производительность труда на одного рабочего увеличилась в 2 раза.
Основными потребителями черных металлов стали железные дороги, на промышленное и жилищное строительство шло 10-12 % от производимого. Ярко выраженный транспортный характер приобрело и российское машиностроение. По производству паровозов страна уступала лишь Германии и США, но до 60 % оборудования для текстильной промышленности ввозилось из Англии и Германии. Увеличилась производительность строительной промышленности, которая заняла по темпам роста третье место после топливной и металлургической. К 1890-м гг. начала удовлетворять потребности внутреннего рынка отечественная химическая промышленность, производившая в основном искусственные удобрения и красящие вещества.
К 1900 г. численность рабочих в отраслях тяжелой промышленности выросла на 95,9 %, а общий объем ее возрос на 385 %. Никогда промышленность страны не развивалась столь стремительными темпами, как во второй половине 1880-х - 1890-х гг. Успехи отраслей, занятых выпуском предметов потребления, оказались явно скромнее. В то время, как спрос на продукцию тяжелой промышленности подогревался ускоренным железнодорожным и промышленным строительством, спрос на предметы личного пользования сдерживался недостаточной покупательной способностью большей части населения.
Важнейшим показателем развития промышленности на новых основаниях стала концентрация производства, т. е. сосредоточение его в небольшом числе крупных и крупнейших предприятий. Например, в середине 1880-х гг. в хлопчатобумажной промышленности на одном полюсе находилось 49 крупных фабрик, а на другом - масса мелких предприятий. Однако уже к концу 1890-х гг. ситуация изменилась, во всех главных отраслях промышленности стали господствовать крупные предприятия.
Концентрация производства нередко сопровождалась соединением в одном предприятии разных отраслей (так, на крупных текстильных фабриках выпускались все известные виды тканей, а ведущие машиностроительные заводы были многопрофильными). Размеры предприятий увеличивались и за счет того, что многие фабрики и заводы имели вспомогательные производства: мастерские, кирпичные заводы, животноводческие фермы и т.п.
Укрупнение предприятий приводило к тому, что текущей прибыли капиталисту не хватаю не только для развития производства, но и для ведения его в прежних масштабах. Поэтому единоличные фирмы в России начали замещаться акционерными компаниями и более широким составом участников. В 1861 г. в стране было 128 акционерных обществ с капиталом 256 млн руб., к 1900-м гг. их число достигло 1,5 тыс. с капиталом 2,5 млрд руб., не считая железнодорожных предприятий. Концентрация производства вела к тому, что более широкие слои населения получили возможность знакомиться с навыками промышленной жизни, а предприятия могли лучше и быстрее приспосабливаться к требованиям рынка.