Николай Михайлович Карамзин (1766–1826)
Он учился в частном пансионе в Москве. После недолгой военной службы стал сотрудником издававшегося Н. И. Новиковым в 1785–1789 гг. журнала "Детское чтение для сердца и разума", в котором опубликовал свою первую повесть. После возвращения из годичного путешествия по Европе начал издавать ежемесячный "Московский журнал" (1791 – 1792), в котором напечатал бо́льшую часть своих "Писем русского путешественника" и знаменитую повесть "Бедная Лиза". В этой повести в полной мере проявились основные особенности сентиментализма – нового стиля, делавшего упор на выражение чувств человека. Нежная и прекрасная героиня Карамзина, брошенная любимым человеком, не в силах перенести своего несчастья и сводит счеты с жизнью. Повесть Карамзина – завязь, из которой выросла великая русская литература XIX в. Если, по выражению Ф. М. Достоевского, все мы вышли из "Шинели" Гоголя, то ведь до этого была "Бедная Лиза".
Карамзина можно назвать и основоположником русской историографии. В 1803 г. он начал работу над "Историей государства Российского", над которой трудился всю оставшуюся жизнь.
Автобиографическая литература. В эпоху Возрождения в искусстве все более весомо заявляет о себе индивидуальное начало творца. Как следствие формируется новый жанр – автобиография. Первый и наиболее известный памятник данного жанра – "Житие" протопопа Аввакума, написанное им в 1672 г. в Пустозерске, маленьком городке в устье Печеры, куда ссыльного священника привезли в заточение в 1667 г. и где он провел последние годы жизни вплоть до сожжения.
Аввакум (1621 – 1682)
Происходящий из социальных низов раскольник Аввакум проповедовал идею равенства всех людей: "Небо одно, земля одна, хлеб общ, вода такожде". О своей жизни, полной невзгод за отстаивание старого церковного обряда: 11-летняя ссылка в Сибирь и затем 15-летнее пребывание в Пустозерске – Аввакум пишет просто, ничего не утаивая и с горьким юмором. "Не токмо за изменение святых книг, но и за мирскую правду... подобает душа своя положить", – пишет опальный протопоп. Оправдывая простоту языка своего произведения, Аввакум замечает: "Чтущии и слышащий, не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русский природный язык... Я не брегу о красноречии и не уничижаю своего языка русского".
Во всех невзгодах протопопа поддерживала его жена. Однажды она спросила: "Долго ли мука сия, протопоп, будет?" Аввакум отвечал: "Марковна, до самыя до смерти!" Она же, вздохнув, сказала: "Добро, Петрович, ино еще побредем". Читая этот диалог, вспоминаешь "Повесть о Петре и Февронии" и подвиг жен декабристов.
Впервые в русской литературе автор так много пишет о собственных переживаниях, о том, как он "тужит", "рыдает", "вздыхает", "горюет". В "Житии" Аввакума нет ни одной фальшивой ноты, как нет ее во всем его творчестве. Он пишет только ту правду, которую подсказывает ему "рассвирепевшая совесть".
Публицистика. Всплеск публицистики приходится на Смутное время, когда разными сторонами конфликта рассылались многочисленные послания, грамоты и грамотки. В XVIII в. публицистика приобрела новое дыхание в связи с началом выпуска газет и журналов.
Первая газета "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах", начала издаваться в петровские времена. Новый всплеск публицистики пришелся на годы правления Екатерины II, и это не удивительно: сама императрица не чуралась литературной деятельности. В 1769–1700 гг. выходил еженедельный журнал "Всякая всячина", его название, отражающее ОГЛАВЛЕНИЕ, стало нарицательным. Учреждались в больших количествах газеты и журналы, в том числе сатирические. Их организаторами и участниками были II. И. Новиков (1744–1818), будущий великий баснописец И. А. Крылов (1769–1844) и др.
Особняком стоит имя А. Н. Радищева, произведение которого "Путешествие из Петербурга в Москву" соединяет в себе жанры художественной литературы, автобиографии и публицистики.