Незаконный оборот химических и ядерных материалов
Данный вид криминальной деятельности – Вперед крупная проблема, связанная с организованной преступностью. Возможность передачи ядерных и химических материалов террористическим группам или государствам-париям, которые могут применить их или шантажировать мировое сообщество, – реальность наших дней. Вспомним хотя бы японскую секту "Аум Синрикё", использовавшую в своей террористической деятельности химические вещества.
По некоторым данным, в Германии в 1990 г. было зафиксировано четыре случая задержания с радиоактивными материалами. В 1992 г. их было уже 59, а в 1993 г. – 241, в том числе 118 случаев незаконного предложения радиоактивных материалов и 123 случая их незаконного оборота, а также 21 случай конфискации. В этом же году выявлено 545 лиц, подозреваемых в данной незаконной деятельности, 47% из них были подданными Чехословакии, Польши и России. В августе 1994 г. немецкая полиция конфисковала 350 г оружейных ядерных материалов у граждан Колумбии и Испании[1].
В 1995 г. в мире было зафиксировано 169 случаев задержания ядерных контрабандистов, это почти на 40% больше, чем в 1994 г.
Как правило, контрабанда ядерных материалов начинается в одной из стран, образованных на территории бывшего СССР, перевалочными базами являются Словакия, Чехия, Германия, Литва, а местом назначения – чаще всего Ближний Восток[2].
По данным МАГАТЭ, в мире ежегодно фиксируется до 20–30 случаев незаконного оборота радиоактивных материалов, причем, по оценкам специалистов данной организации, это составляет только 2–5% от общего объема незаконного оборота подобных материалов. Источниками распространения ядерных материалов и технологий могут стать США, Россия, Китай, Пакистан, Индия, Израиль и КНДР[3]. В докладе МАГАТЭ говорится, что с 1993 по 2001 г. был зарегистрирован 181 случай незаконного вывоза ядерных материалов из стран Центральной Азии[4].
По информации СМИ, на российских складах сосредоточено около 300 тыс. тонн обедненного и регенерированного урана,
780 тонн оружейного плутония, 100 тонн энергетического урана и 600 тонн природного урана. По сведениям Министерства РФ по атомной энергетике, за последние 10 лет зафиксировано 59 фактов незаконного оборота ядерных материалов и радиоактивных веществ. А Министерство внутренних дел Удмуртской Республики сообщает, что на территории республики за последние 12 лет зарегистрировано восемь преступлений, связанных с незаконным оборотом радиоактивных веществ и ядерных материалов. В этой республике, судя по публикациям в прессе, уран можно приобрести даже на улице. В 1990-е годы объем продаж доходил до 100 кг.
В 2002 г. в Ижевске была пресечена операция по сбыту 2 кг урана[5],
хотя еще в 1996 г. были приняты соответствующие нормативные акты и концепция системы государственного учета и контроля ядерных материалов[6].
Стремление завладеть ядерным оружием может быть связано не только с преступными целями, но и с желанием некоторых государств защититься от нападения других стран. Так получили ядерное оружие враждовавшие между собой Индия и Пакистан, Израиль, КНДР. Международному сообществу трудно сдержать "размножение" ядерных держав. Жаждут ядерного оружия и транснациональные террористические организации. И организованная преступность в нише незаконного оборота ядерных материалов может оказаться незаменимым источником поставок.
Уголовная ответственность за незаконный оборот радиоактивных материалов в РСФСР была введена лишь в 1988 г. (ст. 223.2– 223.5 УК РСФСР). В УК РФ есть две статьи, которые предусматривают уголовную ответственность за незаконный оборот ядерных материалов и радиоактивных веществ: ст. 220 – незаконное обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами и ст. 221 – хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ. Суммарно в 1997–2003 гг. было зарегистрировано 207 случаев незаконного обращения и 114 случаев хищения либо вымогательства; в общей сложности выявлено 283 правонарушителя. В этой относительно контролируемой сфере высока латентность преступных деяний.
Таким образом, несмотря на международные усилия по борьбе с незаконным оборотом химических и ядерных веществ, остается много возможностей распространения этих материалов. Международное сообщество обеспокоено тем, что они могут оказаться (если уже не оказались) в руках транснациональных преступников и террористических организаций, которые способны изготовить так называемые "грязные бомбы". Тем более в настоящее время ядерные технологии достигли такого уровня, что если раньше на изготовление заряда уходило 6–8 кг плутония, то сейчас достаточно всего 1 кг вещества. В этих условиях трудно реализовать предложение академика Е. Велихова, заключающееся в том, чтобы государствам был обеспечен равный и беспрепятственный доступ к продукту атомной энергетики, но при этом доступ к технологиям ограничивался странами "ядерного клуба"[7].
Еще одна опасность – химическая. СССР оставил России в наследство огромные запасы боевых отравляющих веществ (около 40 тыс. тонн). Россия присоединилась к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 5 декабря 1997 г. Под контролем международной Организации по запрещению химического оружия и при некотором содействии других стран химическое оружие в России уничтожается по современной технологии (п. Горный, Саратовская область и другие объекты)[8]. Указанная деятельность – большой вклад в решение задачи пресечения распространения оружия массового уничтожения и предотвращения террористических актов с использованием отравляющих веществ.
Тем не менее в России, Казахстане и других странах есть проблемы с многочисленными свалками химических и иных вредных для здоровья материалов и источников ионизирующего излучения, которые могут быть использованы организованными преступниками и террористами.
В гл. 26 "Экологические преступления" УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247) и за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248).
По ст. 247 Кодекса в 1997–2003 гг. было зарегистрировано 259 деяний и привлечено к ответственности 147 человек. По ст. 248 УК РФ в эти годы не было учтено ни одного нарушения. По всей видимости, в данной сфере уровень латентности деяний намного выше общего уровня.