Лекция II. НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Научное познание психической деятельности человека началось со второй половины XIX в. В 1863 г. И. М. Сеченов опубликовал работу "Рефлексы головного мозга", приведя убедительные доказательства рефлекторной природы психической деятельности. Работа И. М. Сеченова концентрировала внимание исследователей на материальной основе психических процессов.

С тех времен появилось множество разделов нейронауки, т.е. науки о нервной системе. Если специалисты-неврологи пытаются проникнуть в молекулярные, клеточные и межклеточные процессы, с которыми связано взаимодействие мозга с внутренней и внешней средой, то психологи более сосредоточены па изучении поведенческих реакций организма. На стыке психологии и других наук о мозге (в первую очередь неврологии и нейрофизиологии) выделилась специальная отрасль психологии — нейропсихология, изучающая мозговые механизмы высших психических функций, таких как речь, восприятие или абстрактное мышление.

Изучение работы мозга как органа психической деятельности, по мнению отечественного нейропсихолога А. Р. Лурия (1973), основывается на результатах использования трех методических процедур: сравнительных анатомических исследований, данных физиологического метода раздражения отдельных участков мозга или их разрушения, а при исследовании функциональной организации мозга человека — клинических наблюдений за изменениями поведения больных с локальными поражениями мозга (при травмах, опухолях и других заболеваниях).

В современном естествознании доминирует теория нейропсихизма, согласно которой психика есть только у существ, обладающих нервной системой. Эволюция позвоночных животных на Земле шла по линии усложнения строения и функционирования у них головного мозга. Увеличение относительного веса мозга на отдельных ступенях эволюции наглядно демонстрируется с помощью индекса Я. Я. Рогинского (отношение квадрата веса мозга к весу тела): у полуобезьян он составляет 0,13—1,37; у низших обезьян — 0,56—2,22; у человекообразных обезьян — 2,03—7,35; у дельфина — 6,72; у слона — 9,62; у человека — 32,0. Цифры показывают, насколько большое место занимает мозг человека в системе его тела и, следовательно, в организации поведения.

Важно отмстить, что увеличение объема и веса мозга связано не с ростом наиболее древних стволовых отделов, а с развитием больших полушарий. У человека наибольшее развитие получила кора полушарий, причем наиболее интенсивно формировались новые области коры (неокортекс), которые у низших млекопитающих лишь едва намечены. Древние области коры — палеокортекс (образования коры, еще не отделенные от подкорковых образований), архикортекс (образования двухслойной древней коры, входящей в систему "обонятельного мозга") и межуточная кора (образования, носящие переходный характер между новыми и старыми отделами) у человека составляют лишь незначительную часть коры.

Мозг человека можно определить как высокоорганизованное многоуровневое полисистемное и полифункциональное образование со множеством взаимодействующих локальных и общецеребральных элементов. Общий контроль, координацию и регуляцию режимов работы мозга осуществляет система интрацентральной регуляции, включающая различные необходимые механизмы и системы мозга, благодаря чему достигается согласованность работы мозга и обеспечивается, в конечном итоге, целостная церебральная и психическая деятельность.