"Невидимый колледж"
В науке функционируют также организационно неоформленные научные сообщества, наиболее распространенными формами которых являются "невидимый колледж" и "научная школа".
Понятие "невидимый колледж" введено Д. Берналом (1901– 1971) и детально разработано Д. Прайсом (1922–1983). Это форма существования дисциплинарного сообщества, объединяющая группу исследователей на основе коммуникационных связей, имеющих достаточно устойчивую структуру, функции и объем. Как правило, такие объединения возникают на основе развитых коммуникационных связей ученых, работающих над единой проблематикой.
"Научная школа" – это форма научного сообщества, формирующаяся на основе приверженности идеям, методам, теориям авторитетного лидера в той или иной научной дисциплине.
Выделяется два пути формирования "научной школы":
1) лидер "научной школы" разрабатывает научную теорию, получающую признание среди учеников; участники "научной школы" ориентируются на дальнейшее развитие этой теории, на ее применение к другим областям, на ее корректировку и освобождение от ошибок;
2) теоретическая программа, объединяющая ученых, формируется в ходе деятельности "научной школы"; хотя принципиальная идея выдвинута лидером "научной школы", каждый ученый принимает собственное участие в формулировке теоретической позиции "научной школы", которая обогащается и корректируется благодаря совместным усилиям ученых.
"Научные школы" выполняют важную научно-образовательную функцию, поскольку глава "научной школы" выступает не только в качестве генератора новых идей, но и воспитателя молодых исследователей. При этом "научная школа" – это еще и тесное, порой длительное взаимодействие друг с другом учеников, усваивающих образцы не только мышления, но и поведения. В связи с этим в рамках научной школы реализуется "эстафета" знаний и конкретных подходов к исследовательской деятельности.
"Большая наука"
В середине XX в. начался этап институционализации науки, получивший название "большой науки". По мнению ряда ученых, наступление этой эры можно приурочить к созданию Манхэттенского проекта как принципиально новой формы организации научных исследований. Этот проект, в реализации которого было задействовано около 150 тыс. человек, представлял собой долговременную государственную программу научных исследований и разработок, завершившихся созданием и испытанием атомной бомбы.
Феномен большой науки детально описан Д. Прайсом в книге "Малая наука, большая наука" (1963). Наиболее характерной чертой "большой науки" является ее огосударствление, превращение в орган и инструмент государственной политики. Экономическим стержнем государственной научной политики является финансирование научных исследований. Так, в США сложилась гибкая и разветвленная сеть финансирования науки, включающая правительственные контракты, гранты, налоговую политику, патентное законодательство, бюджетные меры.
Одна из сторон взаимосвязи науки и экономики проявляется в том, что глубокая интегрированность науки в систему современного общественного производства все настойчивее превращает научную продукцию в товар, а ученого – в наемного работника. Остро встает вопрос о защите социального статуса ученого. Наряду с официально признанными государственными институтами науки (академии наук, научно-исследовательские институты и лаборатории) возникают неформальные организации ученых, объединяющиеся на дисциплинарной и междисциплинарной основе.
В США, например, помимо действующей с давних пор Национальной академии наук организуются Американское физическое общество, Американское химическое общество, Американская ассоциация содействия прогрессу науки, которые представляют профессиональные интересы своих членов. В России действует Российское философское общество, Русское географическое общество, Российское общество социологов, Русское техническое общество и др. Аналогичные объединения ученых возникают почти во всех развитых странах.
Наряду с национальными неправительственными организациями ученых возникают и международные, такие как Международная социологическая ассоциация. Среди подобных организаций крупнейшей является Всемирная федерация научных работников, основанная в 1946 г. Ее идейными вдохновителями и организаторами были Ф. Жолио-Кюри и Дж . Бернал. Данная федерация объединяет крупнейшие национальные организации ученых.