Невербальные средства общения (основные информационные системы человека)
Все многообразие невербальных средств общения (их условно можно считать и невербальными знаковыми информационными системами человека) целесообразно представить следующими основными группами.
Оптико-кинетические средства (информационные системы), к которым в первую очередь относятся мимика, пантомимика, жесты, поза, поведение. При этом важно помнить и об этнокультурных особенностях этих невербальных средств (например, общепринятый у многих народов кивок головой сверху вниз означает согласие, из стороны в сторону - несогласие, в Болгарии, Индии и некоторых других странах они несут противоположную информацию). Данная проблема достаточно полно и широко представлена в зарубежной и отечественной психологической литературе. Рекомендуется с нею ознакомиться.
Такесические средства (информационные системы): разного рода прикосновения к партнеру по общению (рукопожатие, поглаживания, похлопывание по плечу и т.п.).
Фонетические средства (информационные системы): тон, паузы, ударения и т.п. в устной речи. Например, смысл фразы "Передайте мне, пожалуйста, эту книгу" может оказаться совершенно разным, в зависимости от того, на каком слове делается ударение, акцент.
Экстрафонетические средства общения: покашливание, смех, плач, темп речи и т.п.
Проксимические средства (информационные системы): выражаются в особенностях общения в зависимости от пространственного расположения партнеров.
Различают следующие дистанции в общении, дающие основание судить о характере взаимоотношений партнеров по общению и позволяющие им наиболее успешно решать соответствующие задачи:
- интимная (до 45 см);
- личностная - дистанция дружеского, товарищеского, обыденного общения (45-120 см);
- социальная, используемая для решения деловых вопросов (120-400 см);
- публичная (чтение лекций в аудитории, выступление на митинге, в концертных залах, театрах и т.п.) (более 400 см).
Визуальная знаковая система, которая включает в себя две относительно самостоятельные информационные системы:
1) язык взгляда, включающий в себя два аспекта, которые в совокупности и создают своеобразие этого языка (информационной системы человека):
- ОГЛАВЛЕНИЕ взгляда (добрый, дружеский, внимательный, заинтересованный, приятный, любящий или, наоборот взгляд злой, агрессивный, пренебрежительный, высокомерный, чванливый, холодный, безразличный и т.п.);
- статико-динамические особенности взгляда: направленность, устойчивость взгляда, продолжительность, переключаемость, концентрация, избегание взгляда и т.п.;
2) язык глаз: теория и практика нейролингвистического программирования (НЛП).
Нейролингвистическое программирование разработано более сорока лет назад в университете Санта-Круз в США психологами Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером.
Они обратили внимание на то, что в межличностных коммуникациях проявляются основные сенсорные системы (модальности): визуальная, аудиальная и телесных ощущений (осязание, вкус, обоняние). В реальной жизни люди чаще всего пользуются зрительными образами. Затем идут слуховые, кинестетические. Имеется особенность телесных ощущений. Человек может обращать внимание на свои внутренние ощущения и их переживания, а может концентрировать внимание на внешних ощущениях: тактильных (ощущение ветра, движения воздуха, солнечного тепла, стула, на котором человек сидит, и т.п.), обонятельных или вкусовых.
Более детальная характеристика качества модальностей сенсорных систем человека выступают как субмодальности. Так, основными визуальными субмодальностями являются яркость образа, размер, форма, расположение, движение, скорость, общая панорама представляемых или воображаемых предметов и явлений, их цвет, контрастность, четкость, яркость и т.д. Основными характеристиками звуковой модальности выступают высота, тональность, громкость, четкость, длительность, непрерывность (прерывистость) звучания, источник, расстояние, локализация звука. К числу телесных, кинестетических субмодальностей относят: давление, температуру, движение, вкус, запахи, частоту, интенсивность, расположение, длительность и др.
У конкретного человека та или иная (или две) сенсорная система является ведущей, предпочитаемой. При этом степень выраженности той или иной модальности у людей разная: от слабой, небольшой до значительной, доминантной, определяющей своеобразие восприятия человеком действительности. В таком случае нам иногда трудно понять, как это человек может иначе думать и не понимает то, что мы ему объясняем.
При достаточной выраженности у человека той или иной модальности говорят о визуальном, аудиальном, кинестетическом, обонятельном и других типах личности. Каждый из этих типов в межличностном взаимодействии по-разному воспринимает мир и проявляет себя. И если мы научимся распознавать такие проявления партнера по общению, нам будет легче попять его ведущую сенсорную систему и правильнее построить с ним деловое и другое взаимодействие.
К числу наиболее типичных, характерных вербальных проявлений ведущих модальностей человека можно отнести следующие:
- для визуального типа: "вижу, что вы имеете в виду"; "это выглядит некрасиво"; "давайте еще раз посмотрим на эту проблему"; "при ближайшем рассмотрении оказалось..."; "давайте прольем свет на данную проблему"; "у меня сложилось очень туманное представление о..." и др.;
- для аудиального типа: "пропускаю мимо ушей"; "неслыханная дерзость"; "растрезвонить"; "по правде говоря"; "давайте послушаем"; "скажите мне..."; "слово за слово - и время вышло" и др.;
- для кинестетического типа: "поймал мысль, идею"; "выйду на связь"; "холодный человек"; "толстокожий человек"; "сильный, убийственный аргумент"; "ловко устроился"; "черствый человек"; "это меня раздражает, задевает"; "я и пальцем не пошевелю ради..." и др.;
- для обонятельного типа: "это хорошо (дурно) пахнет"; "свежий запах"; "свежий как роза"; "какой приятный запах"; "от этого человека исходит вербальное зловоние"; "красиво пахнет" и др.;
- для вкусового типа: "горький опыт"; "этот человек горький как пилюля"; "дело вкуса"; "ядовитый человек"; "переварить информацию"; "он эту идею спокойно проглотил"; "горькая правда" и др.
Наряду с вербальными проявлениями модальности в НЛП выделяют и невербальные сенсорные ключи, показатели ведущей модальности человека, к числу которых относят движения глаз собеседника. Установлено, что глазные яблоки человека движутся в соответствии с той сенсорной системой, на основе которой в данный момент функционирует его психика. Если преобладают визуальные процессы, то движение глазных яблок происходит вверх. При доминировании слуховых процессов глаза движутся в горизонтальной плоскости, в сторону. Взгляд обычно направляется вниз при преобладании телесных ощущений у человека. Своеобразие движения глаз зависит также и от того, происходит ли припоминание уже имевших место ощущений (эйдетические образы) или происходит создание, конструирование новых образов, проработка возможных сценариев действий, планировки помещения, местности и т.п. У большинства людей (правшей) при возникновении эйдетических образов, ощущений (работает правое полушарие) взгляд движется влево, а при актуализации конструируемых образов (работает левое полушарие) - вправо (рис. 28.3, 28.4). Это связано с функциональной асимметрией в работе мозга человека (см. подробнее гл. 2 данного учебника).
Язык самоценности личности, в котором выражаются своеобразие психического состояния личности; степень ее удовлетворенности собой, своими успехами, удачами; ее самоощущение собственного благополучия, удачливости, психологической комфортности; уровень ее психического здоровья.
Самоценность личности может быть очень низкой, низкой, оптимальной, высокой, очень высокой, и это сказывается на уровне внутренней мобилизованности личности, ее собранности при вступлении в общение и его осуществлении. Одной из внешних форм выражения самоценности личности (и это может выступать показателем уровня самоценности личности) является "психологический вес" человека. Этот вес может быть:
- тяжелым - при очень низкой самоценности личности, когда человек находится в сильно подавленном состоянии из-за существенных срывов в решении жизненно важных проблем, неудач, большого горя и т.п. Внешние проявления такого "психологического веса": потупленный взгляд, опущенные плечи, шаркающая походка и т.п.;
- повышенным ("вес с неохотой"). В нем выражается низкая самоценность личности, когда отдельные, ситуативные и часто несущественного характера обстоятельства как бы выводят человека из равновесия, устойчивого состояния готовности. У человека возникают неуверенность, сомнения, повышаются нервозность, импульсивность, суетливость,
Рис. 28.3. Как понять собеседника по движению его глаз
Рис. 28.4. Глазодвигательные реакции "нормально организованного" правши
отсутствует желание общаться, активно действовать, решать задачи, возникает стремление побыть наедине с собой;
- нулевым, характеризующим состояние апатии, безразличия, неопределенности самоценности личности;
- "вес с достоинством" характеризует достаточный уровень самоценности личности, ее спокойно-уверенное и стабильное оптимально-эффективное состояние, состояние и ощущение жизненной наполненности, собственного благополучия, довольства собой. Внешние проявления такого веса: расправленные плечи, открытый взгляд, уверенная походка, не торопливость в действиях и т.п.;
- легкий вес выражает повышенной уровень самоценности личности в связи с какими-то ситуативными ее удачами, успехами. Это повышает ее тонус, мобилизованность, настроенность, энергичность, интенсивность в общении, разговорчивость, снижает самоконтроль и т.п.;
- очень легкий вес характерен для человека с очень высокой самоценностью, что может быть обусловлено его большими удачами, успехами при завышении самооценки. Человек в таком состоянии часто утрачивает контроль над своим поведением, проявляет чрезмерно повышенную активность в общении, поведении, самонадеянность и т.п.
Культурологические средства (знаковые информационные системы): одежда, ее ОГЛАВЛЕНИЕ и соответствие моде, атрибуты внешности, характер запахов, макияж и т.п.
Филогенетические средства (знаковые информационные системы):
- конституционные (строение тела);
- хирологические (строение кисти руки);
- физиогномические (строение лица) и др.
Для более полного представления о средствах общения рекомендуется обратиться к соответствующим литературным источникам.
Психологические проблемы общения как процесса коммуникации (обмена информацией), восприятия (межличностной перцепции) и понимания людьми друг друга и как интерактивного процесса достаточно полно изложены в учебниках1 и популярной психологической литературе (см. рекомендуемую литературу).