Лекция 3. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Изучение основ невербальной коммуникации берет свое начало в глубокой древности — в научных трактатах античных ученых и мыслителей по ораторскому искусству и мастерству. В современном научном знании, в частности, психологии, наибольшее внимание данному виду общения уделяется в таких областях, как паралингвистика, экстра- лингвистика, психосемиотика, социолингвистика и т.д.

Система движений, рассматриваемых в контексте психологии невербального общения, включает:

• телодвижения, позы;

• движения рук, жесты;

• движения и выражения лица;

• прикосновения;

• движения, выражения и контакт глаз;

• параязык, интонационно-вокальные движения;

• передвижения в пространстве.

В. А. Лабунская выделяет следующие виды невербального общения[1]:

• деструктивное и конструктивное;

• монологическое и диалогическое;

• личностно-направленное и социально-ориентированное;

• непосредственное и опосредованное средствами массовой информации (радио, телевидение).

Наряду с этими видами невербального общения В. А. Лабунская предлагает выделить в соответствии с социально-психологической классификацией общения (установка или вид направленности; отношение к другому; ОГЛАВЛЕНИЕ общения; особенности восприятия партнера; нормативность обращения и т.п.) примитивное, манипулятивное, конвенциональное, доверительное, деловое и личностное невербальное общение.

Невербальная и вербальная коммуникации дополняют друг друга и находятся в сложном взаимодействии. Невербальное взаимодействие может:

• дополнять (дублировать, усиливать) вербальные сообщения;

• опровергать вербальные сообщения;

• замещать вербальные сообщения;

• регулировать разговор.

У нас есть два языка, которыми мы пользуемся с самого детства — это язык слов и язык тела. Именно язык тела, если мы его сознательно не контролируем, передает наши желания и мысли подчас лучше, нежели слова, так сказать, в их истинном значении. Вместе с тем необходимо учитывать, что невербальная информация не может быть переведена в код какого-либо языка без значимой потери их смысла для партнеров.

Невербальное поведение основывается на психофизиологическом механизме, который описал И. М. Сеченов в своем фундаментальном труде "Рефлексы головного мозга"[2]

"Все бесконечное многообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их па бумаге — везде окончательным актом является мышечное движение...

Итак, все внешние проявления мозговой деятельности могут быть действительно сведены к мышечному движению. Вопрос через ото крайне упрощается... Кроме того... все без исключения качества проявления мозговой деятельности, которые мы характеризуем словами: одушевленность, страстность, насмешка, печаль, радость и пр., суть не что иное, как результаты большего или меньшего укорочения какой-либо группы мышц — акта, как всем известно, чисто механического".

Невербальное поведение (позы, мимика, пантомимика, интонационные характеристики речи) содержит в себе огромную информацию о человеке, обладающую высокой степенью достоверности, поскольку сознательно его контролировать чрезвычайно сложно, а то и совсем невозможно. Невербальный язык к тому же интернационален: все основные эмоции (гнев, страх, счастье, удивление, печаль, отвращение) одинаково проявляются и узнаются в обществах с различными культурой и традициями.

В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша выделяют следующие функции невербального поведения [13, с. 70]: которые дают информацию о личности собеседника. Это сведения:

• о темпераменте человека;

• его эмоциональном состоянии в данной ситуации;

• его "Я" — образе и самооценке; его личностных свойствах и качествах;

• его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, поддерживает сто и выходит из него);

• его социальном статусе;

• его принадлежности к определенной группе или субкультуре.

Также невербальное поведение показывает отношение участников коммуникации друг к другу. Оно включает сведения:

• о желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность);

• характере или типе отношений (доминирование — зависимость, расположение — нерасположение);

• динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его, "выяснить отношения" и Т.Д.).

Это еще и информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Она также говорит о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение).

Невербальные средства так же, как и вербальные, используются для организации обратной связи в процессе общения. Таким образом, невербальная коммуникация выполняет функции контроля, регуляции, информации, диагностики, коррекции взаимодействия. Сочетание вербальных и невербальных компонентов зависит от ситуации общения, при этом невербальное поведение может выступать как средство, дополняющее речь, как "автономный текст", существующий параллельно речи, а также как единственное средство общения.

Между вербальным и невербальным сообщениями возможны соотношения трех типов:

• невербальное сообщение согласуется с вербальным, усиливает его (например, неприязнь к человеку, выраженная словами, дополняется одновременным увеличением дистанции);

• невербальное сообщение противоречит вербальному (например, человек сообщает партнеру о своих симпатиях к нему, но при этом невербальное поведение показывает, что человек ему неприятен);

• невербальное сообщение касается совершенно иного предмета, чем вербальное (например, человек обсуждает деловую проблему, а на невербальном уровне отражается информация об эмоциональных отношениях с партнером).