Невербальная коммуникация
Одна восточная мудрость гласит: "Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют". Сегодня мы говорим о том, что для достижения взаимопонимания в процессе коммуникации важны не только правильная речь и эффективное слушание, по и "прочтение" языка телодвижений собеседника, его экспрессивного репертуара. Именно через мимику, позы, жесты мы получаем информацию о том, какой человек наш собеседник. Так, Альберт Меграбян установил, что в общении 7% информации передается с помощью вербальных средств, 38 – через звуковые невербальные средства (тембр, интонация, сила звука) и 55% информации передается невербальными средствами[1].
Пример 2.15
В предисловии к сборнику своих пьес Б. Шоу отмечал, что есть 50 способов сказать слово "да" и 50 способов сказать "нет", а вот написать эти слова можно только одним способом[2].
Невербальная коммуникация (язык тела) представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию[3]. До сих пор мы говорили о вербальной коммуникации, в которой основным, присущим только человеку способом коммуникации являлась речь. Однако, как мы отметили, люди передают информацию друг другу, используя не только слова, но и множество иных способов, например жесты, мимику, позы, одежду, прически, даже предметы, окружающие нас (например, обстановка в комнате). Кроме того, украшения, какие мы носим, предпочитаемые сорта чая или кофе, способ проведения свободного времени – все это является определенными сообщениями, которые называются "невербальные сообщения" (англ. nonverbal – без использования слов, несловесный).
Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством:
1) выразительных движений тела – так называемое экспрессивное поведение личности (мимика, жесты, позы и т.д.);
2) звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность и т.д.);
3) определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (т.е. того пространства, которое индивид может контролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстояния, на котором он предпочитает говорить с собеседником);
4) использования материальных предметов, имеющих символическое значение (например, букет к дню рождения; опущенная штора на окне как условный знак, что заходить опасно).
Сходство между вербальной и невербальной коммуникацией отражает используемый в литературе оборот "язык тела". Подобно слову, жест или поза также имеют закрепленные за ними в данной культуре (в данной ситуации, в данной группе) значения.
Пример 2.16
В нашей культуре тот, кто одет во все черное, будет восприниматься как соблюдающий траур; покачивание головой из стороны в сторону означает, скорее всего, несогласие и т.д.
Различия между вербальной и невербальной коммуникацией, по мнению В. Н. Куницыной и ее коллег, заключаются в ряде особенностей невербальных сообщений, которые можно обозначить следующим образом (табл. 2.5):
– невербальные сообщения ситуативны: тон голоса указывает на нынешнее состояние говорящего и его отношение к предмету разговора и слушателям. Он не может сообщить о переживаниях на прошлой неделе. Вообще все экспрессивные движения (жесты, взгляды, мимика, характеристики голоса и т.д.), их степень выраженности связаны с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношением к партнеру и самой ситуации взаимодействия;
– невербальные сообщения синтетичны: экспрессивное поведение трудно разложить на отдельные единицы;
– невербальные сообщения непроизвольны и спонтанны: "экспрессивные привычки" человека не поддаются контролю, хотя часто люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, замаскировать свои подлинные переживания;
– невербальные сигналы усваиваются самостоятельно, путем наблюдения, копирования или подражания. Степень и разнообразие их усвоения зависят от опыта человека и условий его жизни[4].
Таблица 2.5
Различия между вербальной и невербальной коммуникацией
Невербальная коммуникация |
Вербальная коммуникация |
1. Обмен сообщениями о том, что происходит "здесь и сейчас", в рамках конкретной ситуации, с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие |
1. Обмен сообщениями, которые могут существовать помимо передающего их человека (например, в пересказе или в виде текста), позволяют информировать об отсутствующих предметах или явлениях |
2. Невербальные сообщения с трудом можно разложить на отдельные единицы; их ядро составляют самые разные движения тела, лица, голоса, пространственных перемещений и т.д. |
2. Составные элементы вербального сообщения (буквы, слова, предложения, фразы) четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам |
3. Невербальное поведение спонтанно, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми |
3. Вербальные высказывания в значительной степени осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать |
4. Невербальный язык люди, как правило, успешно усваивают сами путем наблюдения, копирования, подражания |
4. Говорить детей учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил |