Нетрадиционные формы групповой развивающей группы
Нетрадиционные формы групповой развивающей работы со школьниками отличаются от тренинговой и коррекционно-развивающей работы организацией и ОГЛАВЛЕНИЕм. К таким формам относятся обучающая психодиагностика и общешкольные психологические программы.
Обучающая психодиагностика — это групповые тестирования, психологическое просвещение и групповая консультация. Данные мероприятия могут проводиться как на классных часах, так и во внеурочное время. Надо отметить, что запросы на эти мероприятия поступают как от учителей, так и от учащихся старших классов.
Используемый диагностический материал может быть разнообразным по содержанию: это и методики по изучению личностных особенностей и межличностных отношений, и профориентационные методики, и т.п. Данные, полученные в ходе обучающей психодиагностики, очень информативны и могут быть использованы в составлении коррекционно-развивающих программ (тренингов), при проведении консультаций.
Общешкольные психологические программы — это психологические олимпиады, конкурсы, соревнования и общешкольные игры психологического содержания, психологический клуб для детей, различные акции и другие мероприятия, которые психолог может разработать сам в зависимости от запроса.
Целью психологической олимпиады является привлечение максимального числа школьников к постановке и решению психологических проблем. Олимпиада проходит в несколько туров. Изначально это не соревновательное, а развивающее мероприятие, поэтому вопросы первого тура вывешиваются за несколько дней до соревнования. Желательно, чтобы ОГЛАВЛЕНИЕ вопросов было увлекательным: расшифровать смысл жестов и поз, придумать различные типы людей по предлагаемому критерию и т.д. Во втором туре проверяются психологическая наблюдательность, воображение и др.
Психологические соревнования и конкурсы ориентируют школьников на демонстрацию своих психологических возможностей, когнитивных функций (памяти, внимания, воображения и др.), самоконтроля и саморегуляции, навыков межличностного взаимодействия и т.п. Желателен многоступенчатый отбор участников: сначала внутри класса, затем внутри параллели и, наконец, между параллелями.
Психологические игры предполагают включение всей школы в определенную психологическую деятельность на более или менее длительный срок. Примером такой игры может послужить одно-двухдневная игра "Радуга". Ее ОГЛАВЛЕНИЕ связано с применением цветовой диагностики. Утром, при входе в школу, всем ученикам и педагогам предлагалось определить свое настроение с помощью цвета и опустить квадратик соответствующего цвета в общую урну. Урн две: одна — для учащихся, другая — для преподавателей. Выбирать предлагается из нескольких фиксированных цветов (можно взять четыре- пять основных цветов: красный, зеленый, желтый, черный, серый). В течение учебного дня после обработки данных вывешиваются результаты в виде диаграммы. По окончании занятий проводится та же процедура, а наутро вывешиваются вечерние результаты и все сравнивают утренние и вечерние данные.
Индивидуальная работа психолога
Индивидуальная работа включает в себя психологическое консультирование и психотерапию.
Психологическое консультирование — это особая область практической психологии, направленная на оказание психологом-консультантом непосредственной психологической помощи в виде советов и рекомендаций. В основе такой помощи лежат личная беседа психолога со своим подопечным и предварительное изучение проблемы. Советы и рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом, рассчитаны на то, чтобы человек, нуждающийся в помощи, мог самостоятельно воспользоваться ими.
Основными целями психологического консультирования являются следующие.
1. Оказание человеку оперативной помощи в решении возникших у него проблем. Иногда у людей возникают ситуации, требующие срочной помощи психолога. Такие консультации называются оперативными.
2. Оказание человеку помощи в решении тех вопросов, с которыми он вполне мог бы справиться самостоятельно, но тем не менее нуждается в общежитейском совете, основанном на здравом смысле.
3. Оказание временной помощи человеку, который нуждается в длительном и постоянном воздействии, но в силу тех или иных причин не может себе этого позволить. Помощь в данном случае будет оперативной.
4. Оказание помощи человеку, который имеет представление о том, как вести себя в трудной ситуации, но сомневается в правильности принятого решения. В этом случае он получает профессиональную и моральную поддержку, с помощью психолога укрепляется его вера в свои силы.
5. Оказание человеку помощи втом случае, когда никакой другой возможности получить консультацию у него нет.
Задачи психологического консультирования состоят в следующем:
• уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент;
• информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, реальной степени ее серьезности (проблемное информирование);
• изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли он самостоятельно справиться с возникшей проблемой;
• четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему;
• оказание текущей помоши клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы;
• обучение клиента тому, как в будущем лучше всего предупредить возникновение подобных проблем (программа психопрофикактики);
• передача клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно силами самого клиента без специальной психологической подготовки.
Чаше всего к психологу обращаются люди, составляющие средний класс населения, представители профессий, связанных с умственным трудом. Это могут быть люди, не очень хорошо приспособленные к жизни, имеющие те или иные эмоциональные отклонения, которые являются следствием многократных жизненных разочарований и фрустраций. Человек идет на прием к психологу, когда он не знает, как поступить в той или иной ситуации, или находится в состоянии душевного расстройства, или ему кажется, что с ним и его близкими происходит что-то ужасное.
Причины, по которым человек обращается к психологу- консультанту, таковы:
1) он знает, как решить проблему, но ищет эмоциональной поддержки;
2) он знает, что делать, но ему нужен совет профессионала;
3) он не знает, какой способ выбрать для решения проблемы;
4) ему надо просто с кем-то поговорить (чаще всего это одинокие люди).
Виды психологического консультирования:
1) интимно-личностное консультирование — это консультации, в ходе которых человек решает глубинные личностные
проблемы (недовольство самим собой и своей жизнью, проблемы интимных отношений и др.);
2) семейные консультации — это консультирование по вопросам, касающимся семейных отношений (оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных отношениях и др.);
3) психолого-педагогическое консультирование направлено на решение проблем воспитания и обучения детей;
4) деловое консультирование, в ходе которого решаются деловые проблемы (выбор профессии, организация труда, ведение деловых переговоров и др.).
Психологическое консультирование отличается от других видов практической психологической помощи тем, что в ходе консультаций психолог в основном дает советы, а их практическая реализация — дело самого клиента; основная психокоррекционная работа проводится клиентом самостоятельно, без помощи психолога; психодиагностика сводится к минимуму, преимущественно идет наблюдение за поведением клиента; психолог-консультант не несет ответственности за конечный результат, а отвечает лишь за правильность своих выводов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых практических рекомендаций.
Психотерапия может быть как индивидуальной, так и групповой. Психолог играет активную роль в избавлении клиента от проблем, так как именно он предпринимает необходимые действия. Требуется непосредственное личное общение клиента с психологом.
Психолог несет непосредственную ответственность за конечный результат своей работы, так как сам занимается коррекцией психологии и поведения клиента.
Психотерапевт, занимающийся практической коррекцией, обязан профессионально владеть психотерапевтическими методами, так как в их применении заключается основная часть его работы.