Нестандартные учебные занятия
Примерно в середине 1970-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались преодолеть различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Мнения педагогов по поводу нестандартных уроков расходятся. Одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы. Другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.
Наиболее распространенные тины нестандартных уроков
Уроки-погружения Уроки – деловые игры Уроки – пресс-конференции Уроки-соревнования
Уроки-зачеты
Уроки-сомнения
Уроки – творческие отчеты
Уроки-формулы
Уроки по типу КВН
Театрализованные уроки
Уроки-консультации
Компьютерные уроки
Уроки-соревнования
Уроки-суды
Уроки поиска истины
Уроки творчества
Уроки-аукционы
Уроки, которые ведут учащиеся
Уроки – ролевые игры
Уроки работы в парах
Уроки групповой работы
Уроки-семинары
Интегральные уроки
Уроки-экспедиции
Уроки вдвоем
У роки-конкурсы
Бинарные уроки
Уроки-обобщения
Уроки-фантазии
Уроки-игры
Уроки взаимообучения
У роки-парадоксы
Уроки-концерnы
Уроки-диалоги
Уроки "Следствие ведут знатоки"
Уроки "Круговая тренировка"
Уроки в Интернете
Уроки коллективного поиска
Уроки-экскурсии
Уроки – игры "Поле чудес"
Уроки-встречи
Уроки – соревнования "Брейн-ринг"
Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т.п.
Задание 1. Хотя учебные занятия в вузе несколько отличаются от учебных занятий в школе, между ними существует много общего. Классическое учебное занятие легко можно отличить от нестандартного. Подумайте, как это сделать.
Задание 2. Занятия по педагогике в вузе должны быть образцовыми, на них обязаны равняться преподаватели других учебных предметов, может быть, менее знакомые с тонкостями преподавания. Сравнивая занятия по разным учебным предметам, попытайтесь выделить общее и особенное в их организации.