Нестандартные учебные занятия

Примерно в середине 1970-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались преодолеть различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Мнения педагогов по поводу нестандартных уроков расходятся. Одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы. Другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

Наиболее распространенные тины нестандартных уроков

Уроки-погружения Уроки – деловые игры Уроки – пресс-конференции Уроки-соревнования

Уроки-зачеты

Уроки-сомнения

Уроки – творческие отчеты

Уроки-формулы

Уроки по типу КВН

Театрализованные уроки

Уроки-консультации

Компьютерные уроки

Уроки-соревнования

Уроки-суды

Уроки поиска истины

Уроки творчества

Уроки-аукционы

Уроки, которые ведут учащиеся

Уроки – ролевые игры

Уроки работы в парах

Уроки групповой работы

Уроки-семинары

Интегральные уроки

Уроки-экспедиции

Уроки вдвоем

У роки-конкурсы

Бинарные уроки

Уроки-обобщения

Уроки-фантазии

Уроки-игры

Уроки взаимообучения

У роки-парадоксы

Уроки-концерnы

Уроки-диалоги

Уроки "Следствие ведут знатоки"

Уроки "Круговая тренировка"

Уроки в Интернете

Уроки коллективного поиска

Уроки-экскурсии

Уроки – игры "Поле чудес"

Уроки-встречи

Уроки – соревнования "Брейн-ринг"

Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т.п.

Задание 1. Хотя учебные занятия в вузе несколько отличаются от учебных занятий в школе, между ними существует много общего. Классическое учебное занятие легко можно отличить от нестандартного. Подумайте, как это сделать.

Задание 2. Занятия по педагогике в вузе должны быть образцовыми, на них обязаны равняться преподаватели других учебных предметов, может быть, менее знакомые с тонкостями преподавания. Сравнивая занятия по разным учебным предметам, попытайтесь выделить общее и особенное в их организации.