Лекция 8. Несостоятельность организации и процедуры санации
В результате освоения данной главы студент должен:
знать
• ОГЛАВЛЕНИЕ понятий несостоятельности и банкротства организации;
• основные положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)";
• ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности арбитражных управляющих;
• назначение и ОГЛАВЛЕНИЕ процедур санации в процессах антикризисного управления;
уметь
• оценивать признаки несостоятельности организации и опасность ее банкротства;
• осуществлять реорганизационные процедуры в целях предотвращения кризисных ситуаций;
• разрабатывать программы санации;
владеть
• методами безболезненного проведения реорганизаций;
• умением активно реагировать на факторы возникновения признаков несостоятельности организации;
• механизмом регулирования мероприятий санации и мотивации успешного ее проведения.
Полезно задуматься
Что означают несостоятельность и банкротство организации? • Когда возникает несостоятельность организации? • Каковы основные признаки банкротства и можно ли его избежать? • Когда необходима санация и какие процедуры она предполагает? • Как оценивать результаты санации?
Возникновение несостоятельности и банкротства организации.
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и деятельность арбитражных управляющих
Известно, что кризис чаще всего возникает и проявляется постепенно. Сначала заметны первые его симптомы, и если не осуществляются антикризисные меры, признаки кризиса проявляются все более явно.
Существует три этапа возникновения кризиса: первоначальный, последующий и заключительный. Период крайнего обострения кризиса характеризует несостоятельность организации.
Несостоятельность – это неспособность управлять кризисом, невозможность изменять каким-либо образом его процессы. Кризис уподобляется снежному кому, скатывающемуся с горы и при этом увеличивающему потенциал своего движения.
Несостоятельность организации – одна из характеристик антикризисного управления, которая отражает заключительный этап процесса проявления кризиса и возникновение ситуации банкротства организации.
Термины "несостоятельность" и "банкротство" часто используют при оценке финансовых характеристик кризисного состояния организации. Несостоятельность в финансовом отношении означает нарастание неспособности организации-должника удовлетворять в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнять обязанности по уплате обязательных государственных платежей.
Банкротство – признание крайнего проявления несостоятельности и окончательной неспособности организации осуществлять свою дальнейшую финансовую деятельность. Под банкротством также понимается специальная процедура, применяемая по отношению к должнику и содержащая оценку его финансового состояния, разработку мер по возможному улучшению финансового состояния, а если такой возможности нет, то наиболее равное и справедливое удовлетворение интересов кредиторов организации-должника.
Эти процедуры предусмотрены Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о несостоятельности). В этом Законе понятие несостоятельности (банкротства) трактуется следующим образом: "Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей".
В Законе также устанавливаются основания для признания должника несостоятельным, регулируются порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, а также порядок и условия проведения процедур банкротства.
Основной целью Закона о несостоятельности является установление нормальной платежной дисциплины и взаимоотношений всех участников процесса банкротства, юридических лиц, которые могут быть признаны банкротами. Закон вводит порядок возбуждения и проведения процедуры банкротства, а также предусматривает финансовое обеспечение последствий деятельности арбитражного управляющего путем обеспечения страхования его ответственности.
В Законе о несостоятельности усовершенствован порядок заключения мирового соглашения. Закон не преследует цели обязательной ликвидации предприятия при наличии признаков банкротства. Если имеются возможности оздоровить (восстановить) деятельность предприятия с целью предотвращения его ликвидации, предусматриваются специальные реорганизационные процедуры. Также вводится новая процедура – финансовое оздоровление.
В данном Законе предусмотрено также расширение прав государства как собственника имущества должника – унитарного предприятия.
Возбуждение дела о банкротстве рассматривается арбитражным судом по месту нахождения должника. Обращение в арбитражный суд возможно, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 тыс. руб. и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено Законом о несостоятельности. Признак банкротства юридического лица (п. 2 ст. 3) сформулирован следующим образом: "Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты, когда они должны быть исполнены". В этом случае приостанавливаются текущие платежи организации- должника, и она в преддверии своего банкротства может обращаться в арбитражный суд. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор и специальные уполномоченные органы.
Заявление должника подается на основании решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, либо решения органа, уполномоченного собственником имущества должника.
По закону заявление должника должно быть направленно в арбитражный суд в письменном виде не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Непредъявление должником заявления в установленный срок влечет субсидиарную ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим после истечения срока.
К заявлению должника помимо документов, предусмотренных ст. 38 АПК РФ[1], прилагаются обосновывающие его документы (ст. 39), прежде всего форма № 1 – бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату.
Для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) принимаются во внимание соответствующие требования к должнику, если такие требования признаны должником не ранее чем за один месяц до даты подачи заявления о банкротстве или подтверждены вступившим в законную силу решением суда.
Все действия в отношении должника от имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работника должника, представитель учредителей (участников) должника – юридического лица, представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Сообщение о проведении собрания кредиторов направляется им не менее чем за пять дней до даты проведения. В сообщении должны содержаться следующие сведения: наименование, местонахождение должника и его почтовый адрес; дата, время и место проведения собрания кредиторов; порядок ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов; дата рассылки сообщений о проведении собрания кредиторов; порядок регистрации участников собрания. Собрание проводится арбитражным управляющим по месту нахождения должника. Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосовании, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов. Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий. Комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредиторов и осуществляет контроль за действиями временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего.