Несколько слов об оформлении фото-книги

Еще раз вкратце повторим уже сказанное об оформлении книг с фотографиями и добавим несколько значимых, на наш взгляд, советов.

Фотографии должны быть достаточно крупными (не менее чем 10 х 15 см), на них должны быть хорошо видны лица людей, элементы обстановки, действия, к которым вы хотите привлечь внимание ребенка.

Некоторые фотографии можно взять из семейного альбома, а что-то придется снимать специально. Отдельные фотографии могут быть задействованы сразу в нескольких книжках, поэтому нужно заранее размножить их: готовые книжки лучше не "разбирать", ведь они уже стали частью личной "библиотеки" малыша.

Для создания книжки можно использовать обычный фотоальбом, а можно "сшить" ее из отдельных листов плотной бумаги. Каждая фотография должна размещаться па отдельном листе.

На каждой странице будущей книги обязательно должно быть место для подписей. Мы полагаем, что подписи к фотографиям нужны в большей степени взрослому. Они позволяют, что очень важно, точно воспроизводить один и тот же текст к каждой фотографии. В ситуации, когда есть готовый текст, почитать вместе с ребенком, не боясь упустить что-то важное, смогут и папа, и бабушка, и кто-то из гостей — любой взрослый, которому малыш захочет показать свои книжки. С другой стороны, хотя мы и не учим с помощью этих книг складывать буквы в слова, подписи под фотографиями и их чтение взрослым ненавязчиво демонстрируют ребенку некоторую культурную норму: это книжка, в ней есть картинки и текст, который мы читаем.

Качество подписей (лексика, грамматические конструкции, распространенность фраз, длина рассказа и т.д.) зависит от понимания ребенком речи и задач, которые вы ставите перед собой, собирая ту или иную книжку с фотографиями. Если вам в первую очередь хотелось бы продвинуться в решении задач речевого развития, то, придумывая подписи, стоит в первую очередь обратить внимание на логику речевого развития и постараться определить уровень, на котором находится ваш малыш, и уже от него двигаться дальше.

Значит ли это, что стоит отказаться от насыщения рассказа деталями, поиска точных слов для передачи смысла происходящего? На наш взгляд, нет. Набор простых слов и фраз не всегда достаточен для красочного описания событий жизни или передачи оттенков настроения.

Не стоит бояться того, что тексты будут более сложными и распространенными, чем та речь, с которой вы обычно обращаетесь к ребенку. Не страшно, если эти тексты будут как бы "на вырост". Ведь и в тех колыбельных, которые мы поем, в стихах и коротеньких сказках, которые мы рассказываем, малыш сначала понимает далеко не все.

Ориентируясь на интерес ребенка (какие вопросы задает, к каким страницам обращается чаще, на каких фрагментах любит задерживаться) и на его растущее понимание речи, можно расширять книжки, добавляя новые страницы с фотографиями либо наращивая тексты подписей. Если это позволяет логика изложения и имеющееся место на листе, тексты можно просто дописывать. В других случаях можно наклеивать в книжку один листочек с текстом поверх другого, создавая нечто похожее на отрывной календарь. Такая "конструкция" позволит вам при желании возвращаться к предыдущим вариантам текста.

Еще один прием, позволяющий вводить более сложную лексику, заключается в следующем: рядом с новым, по вашему мнению, не знакомым малышу словом вы пишете его синоним, уже известный ребенку -например, "бух!" (упал).

Не стоит бояться того, что написанный текст и беседа, скорее всего, будут различаться. Более того, наличие такого расхождения, которое вырастает из вопросов и требований малыша, говорит о его интересе, увеличении доли его участия в совместном чтении и о вашей внимательности, чуткости, гибкости, умении приспосабливаться к потребностям вашего маленького собеседника.

Недостающую информацию в тексте мы можем просто дописать, а что делать, если не хватает какой-то фотографии? Если ребенок заметил эту "недостачу", нужно объяснить, что такой фотографии нет, по вы можете нарисовать ему то, что он хочет. Здесь очень важно, чтобы рисунок появился именно по просьбе ребенка. Если вы сразу сделаете рисунок и поместите сто вместо недостающей по логике фотографии, есть риск, что малыш просто нс поймет того, что мама на рисунке и мама на фотографии — это один и тот же человек, что рисунок — это другое средство отображения того же самого предмета. Хорошо, если удастся нарисовать сразу, как только зашел разговор об этом. Если же по какой-то причине это невыполнимо, то можно отложить рисунок "на потом", но рисовать его нужно обязательно в присутствии ребенка, комментируя и обсуждая с ним детали изображенного.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что создание книжки и ее чтение — это совместная деятельность, в которой ребенок с самого начала должен быть активным участником. Вот почему так важно, чтобы взрослый и на этапе рождения замысла будущей книги, и в процессе ее создания, и при совместном чтении чутко и гибко реагировал на все попытки малыша проявить инициативу — будь то инициатива в выборе книжки, которую вы будете вместе читать, или фотографии, на которой хочется подольше остановиться или к которой вдруг захотелось вернуться.

Не стоит бояться настойчивого возращения ребенка к уже прочитанным ему книжкам. Это очень надежный показатель того, что взрослый угадал и с темой книжки, и с манерой ее обсуждения. Дети просят перечитывать то, что их волнует, то, что им нравится. Повторное чтение может быть способом получить положительные эмоции или справиться с отрицательными, а может быть свидетельством очень кропотливой и непростой работы — работы по переосмыслению описанных именно в этой книжке событий.

Однако, скорее всего, поначалу активность малыша будет минимальной, поскольку это новая для него деятельность. Задача взрослого на этом этапе — "заразить" его своим интересом, не пропустить и поддержать первые попытки активного включения в чтение таких книжек. Хорошо, если у начинающего читателя появляется желание жестом или словом привлечь внимание взрослого к какой-то фотографии, фрагменту снимка, детали, о чем-то спросить или самому дополнить рассказ.

На более поздних этапах работы малыш может принимать участие в отборе фотографий для новой книжки, участвовать в ее оформлении -подавать фотографии, помогать их приклеивать.

Мы хотели бы предостеречь родителей от излишней "дидактичности". Совместное рассматривание фотографий должно быть в первую очередь приятным и интересным делом как для малыша, так и для взрослого.

Если мы хотим, чтобы у растущего человека появилась привычка обдумывать свою жизнь, делиться с нами своим мнением о тех или иных событиях, нужно помнить о том, что желание и привычка делиться чем-то со взрослым появляются только при условии взаимного доверия и уважения.