Неправовые нормы и их роль в обществе
Право — не единственный регулятор общественных отношений: оно регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные отношения — отношения собственности, власти, управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.н. Те отношения, которые особенно важны государству — государственной власти.
На поведение человека влияют также разного рода правила (нормы), которые не исходят от государства и потому называются неправовыми. Так, например, люди покупают подарки ко дню рождения своим близким, друзьям; уступают место в транспорте престарелым; соблюдают посты в соответствии с предписаниями религиозных книг и т.д. Что заставляет людей поступать так, а не иначе? Существующие в обществе нормы, правила.
Среди неправовых норм, которые участвуют в регулировании общественных отношений, можно назвать, в частности, следующие:
• нормы обычаев (например, обмен кольцами во время бракосочетания); речь идет только о неправовых обычаях, так как имеются и правовые обычаи, которые входят в состав права;
• религиозные нормы (крещение ребенка, исповедь и т.п.);
• нормы морали, нравственности (например, не изменять супругу в браке; помочь товарищу в беде), и некоторые другие нормы.
Все такого рода неправовые нормы также налагают обязанности, запреты, предоставляют права, и люди выстраивают свое поведение, свои поступки в соответствии с данными нормами.
Под неправовыми обычаями понимают правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного применения. Проще говоря, люди поступают именно так потому, что нее до них поступали так всегда: так принято, так удобно, так делают все. Общество или отдельные группы общества ревниво следят за соблюдением таких норм. К обычным нормам относят также нравы, традиции, обряды, ритуалы.
Как известно, обычаи были первым общественным механизмом поддержания порядка. Отношения в первобытном обществе регулировались исключительно обычаями. Постепенно, с появлением государств и развитием правовых систем, наиболее важные для государств обычаи были санкционированы государством, закреплялись в праве и становились его частью — правовыми обычаями.
Примером правового обычая может служить правило из ст. 19 Гражданского кодекса РФ. Суть этой статьи в том, что полное имя гражданина России состоит из трех составляющих: имени, отчества и фамилии, однако если у какого-то народа в России национальный обычай предполагает другое количество составляющих, то для граждан России .этой национальности полное имя может состоять не из трех составных частей, а, например, из двух или четырех (где-то нет отчеств или даются двойные имена). Так, Гражданским кодексом санкционирован национальный обычай, касающийся полного имени. Национальный обычай стал частью российского права, стал правовым обычаем.
Вместе с тем неправовые обычаи и в наше время остаются важным регулятором поведения людей.
Религиозные нормы распространены лишь среди людей, исповедующих ту или иную религию — христианство, буддизм, ислам и др. Так, например, норма христианской религии предписывает: "Чти отца своего и мать свою", "Не прелюбодействуй". Первая из этих норм, тем самым, возлагает, обязанность почитать, уважать родителей; вторая — налагает запрет на измену супруге/супругу, стоит на страже семьи. В Коране соответствующие правила вытекают из таких, например, строк: "Горе... обвиняющим во лжи!" (Сура 77), "Горе обвешивающим...!" (Сура 83). Эти нормы несут запреты: нельзя обвинять человека с помощью лжи, нельзя обвешивать (например, на рынке); они требуют честного поведения.
Религиозные нормы похожи на правовые, так как они тоже зафиксированы в письменном виде, содержатся в религиозных книгах: Библии, Коране, Сунне, Талмуде.
Письменная фиксация и роднит их с правом. Однако нормы права исходят от государства и обеспечиваются его силой, тогда как религиозные нормы — обеспечиваются церковью, религиозной общиной, верой, желанием попасть в рай и т.п. Впрочем, в некоторых странах (например, в арабских) религия, религиозная доктрина, идеология является государственной. Это означает, что религиозные предписания санкционированы государством и, следовательно, являются частью права. В таких странах религиозные нормы — ото правовые нормы. Правда, возникает вопрос: насколько государственный религиозный монополизм совместим с понятиями демократии, плюрализма?
Нормы морали — это нормы и принципы, воплощающие нравственные ценности: любовь, дружбу, честность, долг, совесть, достоинство, справедливость, коллективизм. Моральные нормы имеют самую широкую сферу действия в обществе. Они охватывают практически все поступки и действия человека. Они требуют всегда говорить только правду, помогать товарищу в трудное для пего время, держать данное слово (выполнять обещания), не отрываться от коллектива, руководствоваться справедливостью, а не личным интересом при разрешении спора, и т.п. Общечеловеческое ОГЛАВЛЕНИЕ морали в обобщенном виде выражено в золотом правиле: "Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе". В Библии также зафиксировано подобное правило: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними..." ("Евангелие от Луки", гл. 6).
Часто право, обычаи, религиозные нормы, мораль участвуют в регулировании одних и тех же вопросов, отношений, сфер; они переплетаются, взаимодействуют между собой, "помогают" друг другу в регулировании общественных отношений, добиваясь от человека нужного обществу поведения. При этом право остается более избирательным из них.
Право и мораль по-разному оценивают поведение, поступки и действия людей. Мораль "видит" их как хорошие или плохие, справедливые или несправедливые, честные или нечестные и т.п.; право — как правомерные или неправомерные, законные или незаконные, допустимые или запрещенные. Неблагоприятными последствиями за нарушение норм права может быть суд, тюрьма, разные
механизмы ответственности. Неблагоприятные последствия нарушения норм морали состоят в угрызениях совести, осуждении окружающих.
В отличие от права мораль допускает конкуренцию моральных норм. Моральных систем может быть несколько: господствующая мораль; корпоративная мораль; по словам Фридриха Ницше, "мораль господ и мораль рабов"; антисоциальная мораль.
Государство дифференцированно — по-разному — относится к тем или иным обычным, религиозным, моральным нормам, а именно:
• поддерживает их, закрепляет в праве. Так, например, общечеловеческая мораль, представленная в концепции прав человека, нашла закрепление в российской конституции;
• относится к ним индифферентно, безразлично, поскольку соответствующие нормы не затрагивают интересов государства, не имеют общественной значимости (например, для государства не важно, будут жених и невеста обмениваться кольцами при бракосочетании или нет);
• противостоит отдельным нормам, запрещает их, борется с ними. Например, государство борется с обычаем кровной мести, с религиозными нормами, выработанными тоталитарными сектами, оккультными религиями, подавляющими личность.
Неправовые нормы — важный компонент политической системы общества, поскольку они активно задействованы в регулировании общественных отношений, определяют состояние общества и государства, эффективность и авторитет государственной власти. Правовые и неправовые нормы объединяют термином социальные нормы. Социальные — значит направленные на регулирование общественных отношений.