Непосредственные умозаключения
Среди непосредственных умозаключений выделяют умозаключения, которые делаются:
• на основе свойств отношений между категорическими суждениями (это выводы по логическому квадрату);
• посредством преобразования структуры категорических суждений (это превращение, обращение, противопоставление предикату и противопоставление субъекту).
Начнем с выводов по логическому квадрату.
В выводах по логическому квадрату субъект и предикат посылки остаются субъектом и предикатом заключения, заключение отличается от посылки качеством и/или количеством.
Выводы по логическому квадрату, как уже отмечалось, обусловлены свойствами отношений между категорическими суждениями по истинности. Поскольку существует четыре типа отношений по логическому квадрату, то и выделяют четыре типа выводов по логическому квадрату:
1) противоположные (контрарные) суждения несовместимы по истинности, поэтому из истинности одного следует ложность другого. Например:
(А) "За всякое порученное дело (5) должен отвечать один и только один человек (Р)" (О. Бисмарк).
(->£') Неверно, что ни за одно порученное дело (5) не должен отвечать только один человек (Р);
(1Г) "Глупость (5) не освобождает от необходимости мыслить (Р)" (С. Лед).
(-И) Неверно, что глупость (5) освобождает от необходимости мыслить (Р);
2) подпротивоположные (субконтрарные) суждения не совместимы по истинности, поэтому из ложности одного следует истинность другого.
(-./) Неверно, что некоторые высшие руководители (5) наивны (Р).
(О) По крайней мере, некоторые из высших руководителей (5) не наивны (Р);
3) суждения, находящиеся в отношениях подчинения (субординации), характеризуются тем, что истинность подчиняющего суждения обусловливает истинность подчиненного, а ложность подчиненного суждения предопределяет ложность подчиняющего.
(А) "За всякое порученное дело (5) должен отвечать один и только один человек (Р)>>.
(/) И по некоторым порученным делам (5) должен отвечать только один человек (Р);
(Е) "Глупость (5) не освобождает от необходимости мыслить (Р)" (С. Леи)._
(О) И в отдельных случаях глупость (5) не освобождает от необходимости мыслить (Р);
4) противоречащие (контрадикторные) суждения несовместимы пи по истинности, ни по ложности. Поэтому из истинности одного следует ложность другого, и обратно.
(А) "За всякое порученное дело (5) должен отвечать один и только один человек (Я)".
(-1О) Неверно, что за некоторые порученные дела (.9) не должно быть единоличной ответственности (Р);
(£) "Глупость (5) не освобождает от необходимости мыслить (Р)" (С. Лец).
(->/) Неверно, что в некоторых случаях глупость (5) освобождает от необходимости мыслить (Р).
В выводах по логическому квадрату действует закон: умозаключение правильно, если истинностное значение заключения однозначно определено истинностным значением посылки.
Ознакомимся с выводами путем преобразования посылки.
Чтобы понять суть и значение этих выводов, надо вспомнить, что в любом суждении наряду с явно выраженной информацией содержится и некоторая скрытая. Формы выводов, о которых сейчас пойдет речь, представляют собой способы выявления информации, неявно содержащейся в суждении.
Возьмем, для примера, общеутвердительное суждение:
"Все искусство управления (5) состоит в искусстве быть честным (Р)" (Т. Джефферсон). В этом высказывания явно выражена мысль как о тождестве субъекта и предиката, так и о характере этого тождества: все множество 5 ("искусство управления") отождествляется лишь с частью более обширного множества Р ("искусства быть честным").
Но в то же время в данном высказывании неявно присутствует мысль о том, что искусство управления несовместимо с ложью. Формально говоря: "Ни одно 5 не - Р".
В отрицательных суждениях дело обстоит наоборот: явно в них содержится информация о различии между субъектом и предикатом, а неявно — о тождестве класса 5 и дополнения к классу Р (—.Р).
Например, в высказывании Сенеки: "Слишком боящийся ненависти не умеет управлять", явно выражено различие между множеством людей, страшащихся людской ненависти (5), и множеством тех, кто умеет управлять (Р). Неявно же присутствует мысль о том, что человек, боящийся ненависти (5), оказывается среди неумелых руководителей (—Р). В формальном выражении: "Все 5 суть —.Р".
Неявно присутствует и другая мысль: "Умеющий управлять (Р) не боится ненависти (5)". Формула: "Ни одно Р не есть 5".
Кроме того, и такую мысль можно найти: "Некоторые неумелые руководители (->Р) боятся ненависти (5)".
Анализ можно продолжать, проясняя неявно выраженные смыслы.
Применительно к простым категорическим суждениям аналитические процедуры выявления сопутствующих смыслов путем преобразования структуры высказываний хорошо разработаны в логике и формализованы. Рассмотрим наиболее ходовые из них.
Превращение — преобразование суждения в противоположное по качеству с предикатом, противоречащим предикату исходного суждения. Проще говоря, при превращении суждения связка меняется на противоположную, а предикат — па противоречащее понятие, субъект при этом остается неизменным.
Схемы превращения:
Примеры:
(А) "Основа всякой мудрости (5) есть терпение (Р)" (Платон). (Е) Основой всякой мудрости (5) не является нетерпение
(-Р);
(Е) "Никто (5) не становится хорошим человеком случайно (Р)> (Платон)._'
(А) Всякий (5) становится хорошим человеком не случайно (-Р):
(Г) "Некоторые поступки (5) всегда безнравственны (Р)" (В. Гете).
(О) Некоторые поступки (5) не всегда нравственны (-1Р);
(О) "Многие люди (5) совсем не знают духовной любви (Р)" (И. А. Ильин).
(Г) Многие люди (5) что-то знают о бездуховной любви (-/>)
Обращение — преобразование суждения, при котором субъект исходного суждения становится предикатом, а предикат — субъектом при сохранении качества суждения. Иными словами, меняются логические функции терминов.
Чтобы выполнить операцию обращения, нужно переставить субъект и предикат местами, руководствуясь правилом: "Термин, не распределенный в посылке, не должен быть распределен в заключении".
В соответствии с этим правилом различают следующие виды обращения (рис. 6.1):
Простое (чистое) обращение — без изменения количественной характеристики суждений: при логическом переходе от посылки к заключению квантор не меняется. Такое возможно лишь в тех случаях, когда у терминов одинаковые знаки расределенности:
- оба термина распределены (что характерно для общеотрицательных суждений: "Ни одно 5 не есть Р", и для выделяющих общеутвердительных: "Все 5, и только они, есть Р");
- оба не распределены (в частноутвердительных суждениях: "Некоторые 5 есть Р").
Примеры:
(Е) "Закон (5+) не шутка! (Р*)" (О. Генри).
(Е) Шутка (Р+) не закон! (5*);
(Лн) "Вожделение власти (5+) — самая вопиющая из всех страстей (Р+)" (Тацит).
(Лв) Самая вопиющая из всех страстей (Р+) — вожделение власти (5+);
Рис. 6.1. Виды обращения суждений
(Г) "Люди, которым всегда некогда (5"), обыкновенно ничего не делают (Р~)" (Г. Лихтенберг).
(/) Обыкновенно те, кто ничего не делает (Р~), всегда заняты (5-).
Обращение с ограничением — при переходе от посылки к заключению квантор общности ("все") меняется на квантор существования ("некоторые"). Это бывает при обращении общеутвердительных суждений: Все 5+ есть Р~. Меняя логические функции терминов, делая предикат посылки субъектом заключения, необходимо учитывать, что исходно данный термин был взят в части объема. Это соответствует нормативным требованиям закона тожества о том, что в процессе рассуждения мысль должна сохранять свое смысловое и предметное значение.
(л) "Все льстецы (5+) — прихвостни (Р~)>> (Аристотель).
(Г) Некоторые прихвостни (Р~) — льстецы (5~).
Обращение с расширением — при переходе от посылки к заключению квантор существования ("некоторые") заменяется квантором общности ("все"). Это возможно в выделяющих частноутвердительных суждениях: "Некоторые 5, и лишь они, есть Р":
(/в) Некоторые государственные служащие (5~) — министры (л) Все министры (/*") — государственные служащие (5").
Схемы обращения:
Почему не обращаются частноотрицателъные суждения? Причина ложности или бессмысленности заключения при попытке обратить частноотрицательное суждение состоит в том, что неизбежно нарушается общее правило выводов из категорических суждений. Термин, не распределенный в посылке как субъект частного суждения, оказывается распределенным в заключении как предикат отрицательного суждения.
Противопоставление предикату — преобразование суждения в противоположное по качеству, в результате которого субъектом становится понятие, противоречащее предикату, а предикатом — субъект исходного суждения.
Схемы выводов:
Для примера воспользуемся весьма актуальной сентенцией древнеримского баснописца Федра: "Преуспеяние дурных — соблазн для многих".
Придав высказыванию явную логическую форму, выполним операцию противопоставления предикату:
(А) Всякое преуспеяние дурных является соблазном для многих (Р~).
(Е) Все несоблазнительное (—^Р*) не имеет отношения к преуспеянию дурных (5+).
Противопоставление предикату можно осуществить путем последовательного выполнения операций превращения и обращения: сначала превращают исходное суждение, а затем полученное суждение обращают. Такие действия служат способом проверки правильности вывода. Например:
(Л) Всякое преуспеяние дурных (5+) является соблазном для многих (Р~).
(£") Всякое преуспеяние дурных (5+)
не является несоблазнительным(Р+).
(Е) Все несоблазнительное (-^Р*) не имеет отношения к преуспеянию дурных
Как видим, результат проверки совпал с ранее полученным результатом.
Проверить можно и с помощью круговых схем, отражающих отношения между терминами.
По схеме видно: если "Все 5 есть Р", то "Пи одно —,Р не есть 5":
Приведем примеры противопоставления предикату в отрицательных суждениях. В качестве общеотрицательного суждения возьмем высказывание древнеримского поэта Марка Аннея Лукиана (35—69 н.э.) и преобразуем его:
(Е) "Преуспевающий человек (5+) никогда не должен думать, что его любят за его собственные качества (Р+)>>.
(Г) Некоторые из тех, кто должен думать, что его любят не за его собственные качества (—1Р), это преуспевающие люди (5).
Проверим правильность вывода последовательным выполнением операций превращения и обращения:
(£) "Преуспевающий человек (5*) никогда не должен думать, что его любят за его собственные качества (/"")".
(л) Преуспевающий человек (5*) всегда должен думать, что его любят не за его собственные качества (/*").
(У) Некоторые из тех, кто должен думать, что его любят не за его собственные качества (—<Р~), это преуспевающие люди (5").
В качестве частноотрицательного суждения возьмем высказывание русского религиозного философа И. А. Ильина (1983—195-1): "Не все приятное духовно приемлемо". Это суждение с внешним отрицанием, от которого нужно избавиться, переведя его во внутреннюю структуру высказывания — переменив квантор и связку, получим:
(О) Кое-что из приятного (£-) не является духовно приемлемым (Р+).
(Г) Кое-что из духовно неприемлемого приятно
Проверим правильность вывода с помощью превращения и обращения:
(О) Кое-что из приятного (5_) не является духовно приемлемым (/'+).
(Г) Кое-что из приятного (5_) является духовно неприемлемым (Р~).
(Г) Кое-что из духовно неприемлемого (-1Р") приятно (5_).
По круговым схемам видно: если "Некоторые 5 не есть Р", то "Среди не- Р есть 5".
Как уже отмечалось, частноутвердительные суждения не преобразуются путем противопоставления предикату. Почему это так — нетрудно теперь догадаться: ведь в ходе противопоставления предикату / должно превратиться в О, а частноотрицательные суждения не обращаются. Другими словами, операция становится невыполнимой па половине пути.
Если вначале обратить суждение, а затем полученное суждение превратить, мы получим противопоставление субъекту. Вот его схема:
Все 5 есть Р.
Некоторые Р не есть не-5. Например:
(А) Всякий конфликт — это противоречие.
(О) Некоторые противоречия не являются неконфликтами.
Обратите внимание на то, что смысл заключения не очень ясен. Данная логическая операция применяется редко, а в большинстве учебников логики вообще не упоминается.
А теперь перейдем к рассмотрению опосредованных дедуктивных умозаключений. Опосредованные дедуктивные умозаключения имеют в своем составе несколько посылок.
Простейшей формой опосредованного дедуктивного умозаключения, свойства которого зависят от субъектно-предикатной структуры суждений (силлогизма), является простой категорический силлогизм.