Непопулярность нового искусства
...Новое искусство встречает массу, настроенную к нему враждебно, и будет сталкиваться с этим всегда. Оно не народно по самому своему существу; более того, оно антинародно. Любая вещь, рожденная им, автоматически вызывает в публике курьезный социологический эффект. Публика разделяется на две части; одна часть, меньшая, состоит из людей, настроенных благосклонно; другая, гораздо большая, бесчисленная, держится враждебно... Значит, произведения искусства действуют подобно социальной силе, которая создает две антагонистические группы, разделяет бесформенную массу на два различных стана людей.
По какому же принципу различаются эти две касты? Каждое произведение искусства вызывает расхождения: одним нравится, другим нет; одним нравится меньше, другим – больше. У такого разделения не органический характер, оно непринципиально. Слепая прихоть нашего индивидуального вкуса может поместить нас и среди тех, и среди других. Но в случае нового искусства размежевание это происходит на уровне более глубоком, чем прихоти нашего индивидуального вкуса. Дело здесь не в том, что большинству публики не нравится новая вещь, а меньшинству – нравится. Дело в том, что большинство, масса, просто не понимает ее...
"С социологической точки зрения" для нового искусства, как мне думается, характерно именно то, что оно делит публику на два класса людей: тех, которые его понимают, и тех, которые не способны его понять. Как будто существуют две разновидности рода человеческого, из которых одна обладает неким органом восприятия, а другая его лишена. Новое искусство, очевидно, не есть искусство для всех, как, например, искусство романтическое: новое искусство обращается к особо одаренному меньшинству. Отсюда – раздражение в массе. Когда кому-то не нравится произведение искусства именно поскольку оно понятно, этот человек чувствует свое "превосходство" над ним, и тогда раздражению нет места. Но когда вещь не нравится потому, что не все понятно, человек ощущает себя униженным, начинает смутно подозревать свою несостоятельность, неполноценность, которую стремится компенсировать возмущением, яростным самоутверждением перед лицом произведения.
Едва появившись на свет, молодое искусство заставляет доброго буржуа чувствовать себя именно таким образом: добрый буржуа, существо, неспособное к восприятию тайн искусства, слеп и глух к любой бескорыстной красоте. И это не может пройти без последствий после сотни лет всеобщего заискивания перед массой и возвеличивания "народа". Привыкшая во всем господствовать, теперь масса почувствовала себя оскорбленной этим новым искусством в своих человеческих "правах", ибо это искусство привилегированных, искусство утонченной нервной организации, искусство аристократического инстинкта. Повсюду, где появляются юные музы, масса преследует их.
В течение полутора веков "народ", масса претендовали на то, чтобы представлять "все общество". Музыка Стравинского или драма Пиранделло производят социологический эффект, заставляющий задуматься над этим и постараться понять, что же такое "народ", не является ли он просто одним из элементов социальной структуры, косной материей исторического процесса, второстепенным компонентом бытия. Со своей стороны новое искусство содействует тому, чтобы "лучшие" познавали самих себя, узнавали друг друга среди серой толпы и учились понимать свое предназначение быть в меньшинстве и сражаться с большинством...
Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Ортега-и- Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 220 – 223.
Незнание сложного языка искусства (обращаем внимание на предыдущую главу "Символическое пространство и язык культуры", где говорится об особенностях "вторичных моделирующих систем", к которым относится искусство) и нежелание "напрягаться", чтобы его изучать, конечно, снижают уровень художественной компетентности человека и его эстетический вкус. Здесь возникает некоторый замкнутый круг: человек отбирает из общего массива художественной информации, оценивая ее на основе своего не слишком высокого вкуса, определенные образцы, а художественный рынок подстраивается под него и тиражирует именно эти образцы, которые заполняют собой все видимое социальное пространство.
Чем обусловливается индивидуальная компетентность? Кроме необходимого уровня знаний, позволяющих понимать и интерпретировать художественное произведение, созданное в определенную эпоху и отражающее ее идеи, – системой ценностей и установок, задающих уровень восприятия и оценки произведений. А индивидуальная система ценностей в значительной мере является отражением ценностей и установок, господствующих в обществе: мало кому удается вырваться за их пределы. Показателен пример отношения к модернизму в эпоху тоталитаризма в нашей стране. В ту пору, когда за "железным занавесом" скрывали от граждан новые направления в европейском искусстве, власть нс сразу "нашлась" в отношении к великому Пикассо. Сложность заключалась в его принадлежности к коммунистической партии, с одной стороны, и отсутствии реализма в искусстве – с другой. Как справедливо отмечал X. Ортега-и-Гассет, "и любовь, и ненависть к искусству обусловливаются всей совокупностью духовных обстоятельств времени".
Покажем основные элементы механизма художественного восприятия, опираясь на идеи П. А. Сорокина[1].
1. Закон когнитивных совпадений: большое значение имеет одинаковый образ выражения одних и тех же психических переживаний субъектами, находящимися в поле художественной культуры.
2. Закон символических совпадений: необходимо, чтобы формы проявления символики были однообразны. Без этого условия искра, идущая от одного, или не будет воспринята другими, или же будет воспринята неправильно.
3. Закон реактивации: стимулирующие идеи, образы и эмоции основаны скорее на прошлом опыте и событиях, чем на будущих целях.
4. Закон сдвига значений связан с разнообразием контекстов, в рамках которых создаются и воспринимаются произведения искусства, и соответственно с разницей в системах значений, ценностей и норм.
5. Закон семиотических кодов: произведение искусства всегда заключает в себе социально детерминированный код, так как искусство – зеркало реальности и способ ее постижения.
Для достижения художественной компетентности важно также понимать, что искусство необходимо не для пользы какого бы то ни было рода, а потому, что оно формирует воображение, способность применять эстетические критерии к другим формам социокультурной жизни. В этих эстетических критериях как раз и проявляется вкус.
Говорят: "о вкусах не спорят", "на вкус и цвет товарищей нет". Это верно, если речь идет о различии предпочтений, базирующихся на индивидуальном и неповторимом опыте каждого из нас. И в то же время неверно, если "вкусом" называют безвкусицу и пошлость, грубость и неумеренность. Оговоримся лишь, что методами борьбы с иным вкусом не могут служить указы и распоряжения, запреты и публичный остракизм, что частенько случалось в истории нашей Отчизны – от указа Петра I о бритье бород и покрое платья до советских запретов появляться в школах то со слишком длинной прической, то со слишком короткой. Запрет всегда направлен против новой моды. Забавно, что возмущение, которое вызывает всякое обновление моды у "вечно вчерашних", известно со времен фигового листка Евы. Так, римский философ Сенека писал: "Конец пришел добрым нравам! Торжествует бесстыдство в одежде! Мертвы добродетель и приличие! Человечество становится все хуже! Так говорили во времена наших отцов, так говорим мы сегодня, и то же станут повторять завтра наши дети".
Задание. Лучший способ сформировать у себя вкус – это попытаться проникнуть в смысл того, что мы увидели, прочитали или услышали. Например, можно не любить и Рафаэля, как не любил его знаменитый русский философ Н. А. Бердяев. Однако попытайтесь написать об этом так, как это сделал он в "Самопознании". Прочтите – и вы будете по другому относиться к Рафаэлю, обогатившись восприятием глубокого человека.