Защиты от стресса
Особую роль в обеспечении успешности деятельности специалиста в стрессовых, дезадантационных обстоятельствах играет наряду с профессиональной его психологическая подготовка.
Психологическая подготовка личности - это специально организованный процесс (через осуществление комплекса содержательных и технологически-процессуальных мероприятий) воздействий на человека и социальную среду, следствием которых является повышение функциональной надежности психики, се способности проявить свой профессиональный, нравственный, мотивационный, интеллектуальный и другой потенциал в любых стрессовых и даже экстремальных, чрезвычайных обстоятельствах.
Выделяют следующие основные группы задач психологической подготовки специалиста к профессиональной деятельности.
Первая группа: задачи статико-динамического характера, вытекающие из таких характеристик факторов стрессового воздействия на человека и коллектив, отдельных стрессоров, стрессовой ситуации в целом, как сила воздействия, длительность и динамика.
Сила воздействия стрессовых факторов обусловлена не только их физическими параметрами (сила звука, света, удара и т.п.), но и степенью значимости для человека таких воздействий. Для действия в таких обстоятельствах необходимо формировать устойчивость психики специалиста как ее способность противостоять воздействию раздражителей большей силы.
Стрессовые воздействия на человека могут оказаться не только кратковременными, импульсивными, но и длительными, однообразными, монотонными. Для успешной деятельности в таких обстоятельствах психика специалиста должна обладать достаточно высокой выносливостью.
И, конечно же, современная жизнь, ее стрессовые обстоятельства характеризуются большой изменяемостью, динамичностью, подвижностью. А это требует от психики специалиста высокой переключаемое™, мобильности, гибкости, адаптивности.
При достаточной сформированное™, устойчивости, выносливости, гибкости, переключаемое™, адаптивности психики специалиста можно говорить о том или ином уровне се надежности и готовности действовать успешно в условиях влияния стрессоров статико-динамического характера.
Вторая группа - задачи содержательного характера: формирование у человека любви к своей профессии, специальности, уверенности в ее общественной и социальной значимости, оптимизма в отношении ее перспектив, доверия своей профессиональной подготовленности, интеллектуальным, волевым и физическим возможностям, уверенности в надежности сотрудников, в их порядочности и готовности помочь.
Третья группа - задачи методического характера: овладение специалистом методами регуляции психических состояний, умениями осуществлять психологические защиты от дистресса.
Особо актуальными для современной жизни и деятельности специалиста являются повышение его психологической защищенности, использование им разнообразных форм и видов психологических защит от стресса, а особенно от дистресса.
Психологические защиты - это использование систем регулятивных механизмов, приемов, соответствующих форм и способов поведения и деятельности, направленных на локализацию, устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними дестабилизирующими обстоятельствами, факторами как реального, так и мнимого характера.
Психологические защиты направлены на сохранение стабильности личности, ее отдельных функций, систем: самооценки, образа "Я", образа мира, других базовых личностных структур. Психологические защиты личности включают в себя ряд относительно самостоятельных систем защиты:
а) внутриличностные механизмы психологических защит, основу которых составляют выявленные Зигмундом и Анной Фрейд механизмы. Интерес в этом отношении представляет анализ основных защитных механизмов личности П. Лейстера;
б) защиты процессуального, деятельного плана, которые достигаются формированием умений и навыков профессиональной деятельности, наращиванием профессиональной культуры специалиста. Душевную боль, другие стрессовые состояния можно лечить переключением на деятельную жизнь. Душевные страдания могут снизить и даже снять физические нагрузки;
в) защиты поведенческого характера, когда человек как бы надевает на себя те или иные социально-психологические маски, исполняет те или иные ролевые функции (агрессора, обвинителя, жертвы, защитника, шута, флюгера, доброго парня, критикана, хулигана и др.), избирает удобные для него стили поведения и деятельности. Все это далеко не всегда соответствующее сути и содержанию личности поведение, смягчает негативность идущих на нее стрессовых воздействий, амортизирует психологические удары на личность;
г) негативность стрессовых воздействий социальных обстоятельств (да и других тоже) снижает повышение коммуникативной культуры личности.